Составить план комплексного развития СО РАН президент России Владимир Владимирович Путин поручил РАН и своему полномочному представителю в СФО после посещения Сибирского отделения 7 февраля 2018 года и встреч с ведущими сибирскими учеными. Поручение было выполнено, и 1 декабря того же года правительство страны утвердило ПКР СО РАН как совокупность проектов, подготовленных в Тюменском, Томском, Омском, Кемеровском, Красноярском, Иркутском, Якутском и Бурятском региональных научных центрах СО РАН с участием научных учреждений сибирских городов.
На заседании президиума Сибирского отделения РАН Сергей Головин охарактеризовал эти проекты как «неоднородные по степени проработанности и подготовленности». В целом же документ отвечает на основные вызовы, обозначенные в Стратегии научно-технологического развития РФ, из которых докладчик выделил два — исчерпание возможностей сырьевой модели развития страны и обострение проблем экономической и инфраструктурной связанности ее территории. ПКР СО РАН также соответствует трем главным целям национального проекта «Наука»: вхождению России в первую пятерку научных держав мира, обеспечению ее привлекательности для ведущих и молодых ученых, опережающему росту внутренних затрат на исследования и разработки.
Правительственное распоряжение по ПКР обязывает в ближайшие годы осуществить ряд мероприятий научно-организационного плана и достигнуть определенных показателей. В частности, к 2024 году доля наукоемкой продукции в валовом продукте СФО должна возрасти с 8 до 12 %, численность исследователей (без Новосибирска) — с 11 350 до 14 500. «Если есть обязательства, должны быть и ресурсы», — отметил С. В. Головин. Но централизованного финансирования мероприятий ПКР СО РАН не предусмотрено: план должен осуществляться за счет существующих и вводимых инструментов государственной поддержки.
Среди них заместитель председателя Сибирского отделения выделил научно-образовательные центры (НОЦ). Два из них, в Тюмени и Кемерово, учреждены без проведения конкурсов, остальные регионы, по словам Сергея Головина, «дружно включились в гонку». На сегодня заявлены намерения создать НОЦ «Байкал» в Иркутской области и Бурятии, НОЦ «Север» (Якутия, Чукотка, Камчатский край, Магаданская область), «Большой университет» (Томск), «Енисейская Сибирь» (Красноярский край, Хакасия, Тыва), в Новосибирске еще не определились со специализацией НОЦ. С. Головин подчеркнул, что инициаторами создания НОЦ выступают регионы, «точкой сборки» — ведущие университеты, а целью новых институтов развития ставится насыщение наукоемких отраслей экономики новыми разработками. Докладчик отметил недостаточность привлечения СО РАН к формированию НОЦ: «Сибирскому отделению как организации нужно понять свою роль в этом процессе».
Другими инструментами привлечения ресурсов в проекты развития научной инфраструктуры зампредседателя СО РАН назвал создание научных центров мирового уровня (НЦМУ) и новых (так называемых молодежных) лабораторий, а также обновление приборной базы действующих исследовательских организаций — мероприятия в рамках нацпроекта «Наука». В первом формате прецеденты есть в Новосибирской области, где в результате успешно прошедших конкурсов будут сформированы, в рамках консорциумов, два геномных НЦМУ и один математический. Новосибирск также лидирует по созданию новых лабораторий и приобретению оборудования, причем во втором случае из более 1,3 миллиардов рублей на другие города макрорегиона пришлось чуть больше 100 миллионов. «Подавляющее большинство средств осело в Новосибирске, — объяснил ситуацию С. Головин, — поскольку они распределялись Минобрнауки только по институтам первой категории, которых в других регионах немного». «С министерством нужно проработать вопрос о более тонком подходе с учетом региональной специфики институтов и их программ развития», — считает заместитель главы СО РАН.
Важнейшим ресурсным источником осуществления ПКР Сергей Головин считает крупные совместные проекты с участием научных учреждений и предприятий реального сектора экономики. Успешными кейсами ученый представил, в частности, начавшееся в Омске строительство завода катализаторов ПАО «Газпром нефть» (под технологии ФИЦ «Институт катализа им. Г. К. Борескова СО РАН» с общим объемом инвестиций около 22 миллиардов рублей) и компанию OcSiAl (созданную на основе разработок Института теплофизики им. С. С. Кутателадзе СО РАН при поддержке «Роснано» и частных инвестиций) — мирового лидера по производству одностенных углеродных нанотрубок с капитализацией более 1 миллиарда долларов США. Но взаимодействие с наукоемким бизнесом упирается в ряд проблем. В их числе зампредседателя СО РАН назвал доминирование в экономике крупных холдинговых структур, основные центры принятия решений которых находятся далеко за пределами Сибири, а также различные временные рамки ожидания результатов в науке и бизнесе. «Программы исследований, даже прикладных, имеют горизонт в пять и более лет, а компании хотят получать экономический эффект через три, максимум четыре года», — констатировал С. В. Головин.
Ряд исследовательских установок, включенных в ПКР СО РАН, относится к классу мегасайнс. Среди них выделяется Национальный гелиогеофизический комплекс (НГГК) РАН, возводимый в Прибайкалье. «Реализация первого этапа проекта близка к завершению, — информировал Сергей Головин. — Из общего объёма выделенных капитальных вложений в сумме 3,3 миллиардов рублей освоено 1,8, то есть 54 %». Директор иркутского Института солнечно-земной физики СО РАН член-корреспондент РАН Андрей Всеволодович Медведев акцентировал необходимость подготовки долгосрочной программы научных исследований НГГК в интересах ведущих научных институтов и коллабораций России, в том числе оборонного профиля. «Давайте пойдем по пути СКИФа», — обратился А. Медведев с предложением создать Научно-координационный совет НГГК под сопредседательством вице-президента РАН академика Юрия Юрьевича Балеги, научного руководителя ИСЗФ СО РАН академика Гелия Александровича Жеребцова и заместителя министра науки и высшего образования академика Григория Владимировича Трубникова. По словам директора ИСЗФ, все трое ученых дали предварительное согласие.
Дальнейшая реализация плана комплексного развития СО РАН, как считает С. В. Головин, пойдет более успешно при соблюдении ряда условий. «Проекты ПКР должны быть плотно увязаны с существующими форматами развития науки и технологий —нацпроектами, НОЦ, НЦМУ, инновационными научно-технологическими центрами и так далее, — отметил зампредседателя СО РАН. — Следует опираться на поддержку региональных администраций в контексте стратегий социально-экономического развития субъектов Федерации. Фокус нужно сосредоточить на практической ценности результатов, поддержке индустриальных партнеров». Проекты ПКР СО РАН, по мнению Сергея Головина, необходимо распределить по приоритетности, более тесно согласовать между собой и, по примеру новосибирской программы «Академгородок 2.0», повести по пути подготовки заявок в ФАИП — федеральные адресные инвестиционные программы. Изменения предложены и в рамках Сибирского отделения РАН: «Межрегиональная рабочая группа по реализации ПКР должна перейти на постоянный режим функционирования», — акцентировал заместитель председателя СО РАН.
«Наука в Сибири»