Специалисты СО РАН, представители новосибирской мэрии и наукоёмкого бизнеса думают, как сделать энергетику современной и доступной каждому дачнику.
Темой очередного заседания «Инвестиционного делового клуба» стала энергетика. Ведущий, руководитель департамента промышленности, инноваций и предпринимательства мэрии Новосибирска Александр Николаевич Люлько с оглядкой на предыдущие встречи задал тон: «Пора переходить к практике и обсуждению конкретных вопросов». Но всё равно не обошлось без обзорного экскурса. Председатель муниципального комитета по энергетике Михаил Андреевич Грехов обозначил прорывные технологии в своей отрасли. Они начинаются с новых методов разведки и добычи углеводородов, хотя всё громче ставится вопрос об альтернативных видах топлива — водороде, газогидратах. Другие перспективы связаны с сетевыми накопителями, газотурбинными установками, с распределенной генерацией электричества (в том числе и на основе возобновляемых источников). Учёные и технологи всерьёз задумались над инновациями в области передачи энергии на расстояние посредством «интеллектуальных сетей» и с использованием эффекта высокотемпературной проводимости.
Попутно Михаил Грехов сообщил о соглашении городских властей с фондом «Энергия без границ» (структурой РАО «ЕЭС») на предмет строительства вблизи Академгородка современной малоразмерной генерирующей станции с подключением к ней двух энергоблоков: запускаемого на улице Одоевского в Первомайском районе и бездействующего на территории клиники Мешалкина. Но, как выяснилось, документ является не более чем протоколом о намерении, и конкретная технологическая схема пока не подготовлена.
Обзорно-стратегическую часть встречи продолжил директор по инновационному развитию предприятия «Лиотех» Алексей Николаевич Ворошилов. Он рассказал о «двух мирах, двух образах жизни» в энергетике. Действующая в России схема формировалась, начиная с 1920-х годов (план ГОЭЛРО) и окончательно сложилась к концу прошлого века. Это строго иерархическая многоуровневая система, в основе которой предприятия генерации (в основном, мощные ГЭС, АЭС и ТЭС), от которых энергия доставляется потребителям через федеральные (ФСК) и межрегиональные распределительные (МРСК) сетевые компании. Выполнив историческую задачу «электрификации всей страны», эта централизованная махина показала и свои недостатки: большие потери энергии при транспортировке (до 20%), высокую стоимость подключения к сетям (до 2 000 долларов на 1 КВт), нарастающие проблемы с экологией в городах. Традиционные сети, как сказал Ворошилов, «…не любят работать с недо- и перегрузками»: в часы пика потребления напряжение в розетках может падать с 220 до 140 вольт.
Потери происходят не только при доставке, но и при потреблении энергии. Мы «греем атмосферу» (в том числе и электричеством) настолько, что в морозы температура воздуха в городе и за его чертой различается на 10 градусов. «Эта проблема касается нас всех, — сказал директор Института химии твердого тела и механохимии СО РАН депутат Горсовета академик Николай Захарович Ляхов, — все потери оплачиваются из кармана потребителя. Если мы запустим систему, снижающую их хотя бы на 10 процентов, то получим огромную экономию».
Цифра дня: в структуре потерь электроэнергии в России 10% составляют хищения.
Новая, «облачная» схема электроснабжения (Smart Grid — умное облако) предполагает генерацию на всех уровнях, вплоть до потребителей (дача или коттедж, фермерское хозяйство, турбаза и т.д.). Она тоже не является идеальной: «Процесс производства электроэнергии становится непредсказуемым», сложность системы возрастает, и, как следствие, управление такими сетями становится настоящей головоломкой. С ней пытаются совладать в Новосибирском государственном техническом университете. Заведующий кафедрой автоматизированных электроэнергетических систем НГТУ профессор Александр Георгиевич Фишов понимает, что объекты малой энергетики очень непросто интегрировать в существующие сети и считает лучшим вариантом изолированные системы с распределенной генерацией. Для них, в свою очередь, нужна совсем другая автоматика, «это большая научно-техническая задача». Которая решается там же, в НГТУ. При университете есть группа наукоёмких компаний, способная, со слов профессора, «взять пилотный проект под ключ».
В целом, считает А. Фишов, «малую энергетику может развивать малый и средний бизнес», при этом не только профильный, но и, к примеру, строительный. Владимир Константинович Фомичёв, глава фирма «НПФ-Энергия», собственным опытом подтвердил это. Один из многоэтажных домов на улице Ватутина он сделал экспериментальным: разместил на стене солнечные батареи и соединил их с аккумуляторами — жильцы перешли на самообеспечение. В Алтайском крае предприниматель подобным образом (со включением в цепочку вакуумных нагревателей) организовал экономичный душ на 600 литров для работников большого свинокомплекса, а южнее, на турбазе под Чемалом — опять же, систему полностью автономного электроснабжения.
Генератор может использовать не только солнце или ветер. Академик Н. Ляхов рассказал про пока что уникальное устройство. «Представьте себе автомобильный двигатель. Он выдает мощность в 50-100 киловатт, вы знаете, сколько он весит и занимает места. А я держал в руках микротурбину такой же мощности. Из керамики, со скоростью 15-20 тысяч оборотов в минуту». Как выяснилось, петербургского производства. Но пока что это единичный экземпляр: «Нужно поставить производство на поток, чтобы такая вещь стала доступна для каждого дачника».
Слова «поставить на поток» стали ключевыми. Как и на предыдущем обсуждении аддитивных технологий, проблема масштабирования и промышленного освоения разработок встала, что называется, в полный рост. «НИОКР у нас завершены, — сказал профессор Фишов, — компании готовы выпустить промышленное оборудование, на это потребуется не более полугода. Но без заказа никто работать не будет». А кто может выступить заказчиком? Деловой клуб называется «инвестиционным», но вопрос об инвестициях повис в воздухе. Схемы господдержки кредитования бизнеса на встрече обсуждались, но не впечатлили: слишком большие кредиты и проценты. «У среднего и малого бизнеса стартовых капиталов нет, а большому капиталу наша тема не интересна», — констатировал академик Ляхов. Новосибирская область инвестирует в развитие технопарка новосибирского Академгородка, но эта структура участникам круглого стола тоже как-то не поглянулась, к тому же её представителей не было в списке приглашенных. Равно как и специалистов действующей энергосистемы: хотя бы той же МРСК Сибири. Пусть её штаб-квартира находится в Красноярске, но это всё же не Хабаровск, да и в Новосибирске у столь мощной компании наверняка есть достаточно компетентные специалисты.
Поэтому до той конкретики (по вопросам финансирования), к которой призывал Александр Люлько, разговор не дошёл. Понятно, как строить и развивать Smart Grid. Понятно, перефразируя Александра II, «кем брать», точнее, поднимать. А вот на что, осталось почти неясным. Хотя именно в Новосибирске есть все компоненты для реализации замыслов: наука, инновационные компании, первый практический опыт. «Процесс перехода к новой энергетике носит объективный характер, — сказал Алексей Ворошилов. — У нас есть выбор: или возглавить процесс и стать мировым лидером, осуществив «ГОЭЛРО 2.0», или продолжать скатываться на уровень Сьерра-Леоне».
Андрей Соболевский
Фото автора