Первые пять НОЦ были созданы в том же году без конкурсных процедур: в Нижнем Новгороде, Белгороде, Перми, Тюмени и Кемерове. В 2020 году объявлен конкурс на создание следующей пятерки (в постановлении указано — «не менее пяти»), итоги которого будут подведены в начале декабря. Развитие сети НОЦ стало основным предметом состоявшейся на днях онлайн-встречи министра науки Валерия Николаевича Фалькова с главой государства. Критерии отбора, помимо научно-исследовательского и инновационного потенциала участников, по словам главы Минобрнауки, будут учитывать и геостратегическое положение регионов. В. Фальков подчеркнул интерес субъектов Федерации к конкурсу: «Мы ждем порядка 30 заявок, при этом восемь из них формируются в межрегиональном формате».
«Путь у каждого из созданных НОЦ был непростым, — констатировал заместитель министра науки и высшего образования РФ Андрей Владимирович Омельчук, — и инициаторы последующих должны будут осмыслить их первый опыт». Он назвал научно-образовательные центры «движком развития субъектов Федерации» и уточнил квоту следующего конкурса — ровно пять. Модератор сессии заместитель председателя СО РАН доктор физико-математических наук Сергей Валерьевич Головин обозначил моменты, представляющиеся значимыми при организации НОЦ: «С одной стороны, это элемент научно-образовательной политики, с другой — политики региональной, создание точек роста для центробежного притяжения денег и талантов. Как следствие — требуется мировой уровень исследований, разработок и создаваемых на их основе продуктов. Такие продукты должны либо быть конкурентоспособными на глобальных рынках, либо как минимум участвовать в реальном импортозамещении. Если они не создадут финансовых потоков из-за границы, то приостановят отток денег за рубеж».
НОЦ «Кузбасс» стал темой сообщения заместителя губернатора Кемеровской области Елены Алексеевны Пахомовой. Как и в других подобных центрах, программа развития НОЦ строится на реализации комплексных научно-технологических программ (КНТП), важнейшей из которых была названа КНТП «Чистый уголь — зеленый Кузбасс». Она состоит из 29 проектов, 13 из которых относятся к новым технологиям угледобычи, восемь — к глубокой переработке углей, еще столько же — к сферам экологии и здравоохранения. Среди индустриальных партнеров КНТП — Сибирская генерирующая компания, холдинги «Евраз» и СДС и другие предприятия, поэтому в общем бюджете программы в 16,2 млрд рублей доля бюджетных инвестиций составляет только 3,7 млрд, остальное вкладывает бизнес. Научное руководство созданием КНТП «Чистый уголь — зеленый Кузбасс» курировал экс-президент РАН академик Владимир Евгеньевич Фортов, 23 ноября программа была утверждена на правительственном уровне.
Изюминкой кузбасского НОЦ Елена Пахомова назвала инновационный научно-технологический центр (ИНТЦ) «Кузбасская долина», в числе инициаторов которого — Институт теплофизики им. С. С. Кутателадзе СО РАН. «Мы очень плотно работаем с директором этого института академиком Дмитрием Марковичем Марковичем и его коллегами», — акцентировала замгубернатора. Площадкой для «Кузбасской долины» был выбран город Юрга, почти на равные расстояния удаленный от Кемерова, Томска и Новосибирска. Здесь на 44 гектарах планируется строительство лабораторного корпуса, опытных производств, экспоцентра с гостиницей и логистического парка. Е. Пахомова подчеркнула триединый характер ИНТЦ: «Это сразу три площадки — исследовательская, демонстрационная и коммерческая». Впрочем, даже четыре: завод «Юрмаш» был назван полигоном для внедрения разрабатываемых технологий.
Другие специфики НОЦ «Кузбасс» носят скорее управленческий характер. Это представительства, открытые в Китае и Монголии (их деятельность замедлилась в связи с пандемией коронавируса), обособленный патентный офис НОЦ с тремя поверенными и единая цифровая платформа. «Я в любой момент могу посмотреть квартальный отчет по индикаторным показателям», — сообщила Елена Пахомова.
Доктор сельскохозяйственных наук Екатерина Васильевна Журавлёва работает начальником управления науки правительства Белгородской области, где создан НОЦ «Инновационные решения в АПК». Выбор специализации неслучаен — Белгородчина производит почти 6 % сельхозпродукции России, составляя только 0,3 % от ее площади. Четыре института под научно-методическим руководством СО РАН являются участниками белгородского научно-образовательного центра, внесшего в федеральное правительство заявки на две КНТП — по выпуску аминокислот и переработке гипсосодержащих отходов. «Суммарно в портфеле нашего НОЦ 31 проект, но мы не стремимся множить их до бесконечности», — сказала Е. В. Журавлёва.
Она обозначила ряд проблем, проявившихся в первый период работы НОЦ. Помимо тормозящей все процессы коронавирусной пандемии, это ограниченность мотивации и короткий горизонт планирования индустриальных партнеров, разрыв между ожиданиями бизнеса и предложениями науки, а также два момента, специфичных именно для аграрного сектора: пробелы в нормативной базе и государственной стандартизации, а также практически полное отсутствие правовой поддержки ноу-хау, которые, по мнению Екатерины Журавлёвой, в сельском хозяйстве важнее патентов.
Специализация пермского НОЦ тоже читается в его названии — «Рациональное недропользование». Правда, в широком понимании — как создание длинных цепочек, уходящих в машиностроение и прочие индустрии. Этот НОЦ опирается на университеты, институты Пермского научного центра Уральского отделения РАН и индустриальных партнеров, среди которых есть гиганты и супергиганты: «Газпром», «Лукойл», «ОДК-Авиадвигатель», «Уралкалий», «Уралхимпром» и другие. Директор пермского НОЦ кандидат технических наук Павел Юрьевич Илюшин подробно остановился на одном из продвигаемых проектов — по малой распределенной энергетике с использованием компактных газотурбинных установок. «Мы ожидаем от распространения малых ГТУ множественных эффектов, — поделился Павел Илюшин. — Это формирование нового федерального центра компетенций, конверсия оборонных предприятий, импортозамещение и, что очень важно, — доступное, недорогое и экологически чистое электроснабжение для точек, удаленных от сетей».
Тюменский НОЦ ориентирован прежде всего на обращение углеводородного сырья и рациональное ресурсопользование в Арктике: вторую тему дополнительно актуализировало утверждение президентом РФ Стратегии развития Арктической зоны РФ до 2035 года. Начальник управления профессионального образования правительства Тюменской области Руслан Александрович Гуляев объяснил официальное название — «Западно-Сибирский межрегиональный НОЦ». «Главная особенность центра, создающая определенную сложность в управлении, — поделился чиновник, — состоит в том, что он создан тремя субъектами Федерации: Тюменской областью, Ямало-Ненецким и Ханты-Мансийским — Югра национальными округами. Поэтому наша структура имеет надстройку, вышестоящую по отношению к наблюдательному совету, — совет губернаторов. Этот орган недавно уполномочил губернатора Тюменской области представлять Западно-Сибирский межрегиональный НОЦ во взаимоотношениях с федеральными органами исполнительной власти и другими структурами».
Алексей Васильев
Пятым НОЦ, представленным на сессии OpenBio-2020, был проектируемый новосибирский. Точнее, Сибирский биотехнологический научно-образовательный центр, о котором рассказал министр науки и инновационной политики Новосибирской области кандидат физико-математических наук Алексей Владимирович Васильев. Этот НОЦ создается, по его словам, «с целью создания работающей системы трансфера научных разработок в современные технологии очень широкого профиля» и видится его инициаторами крупнейшим по ряду показателей. На сегодня в портфель будущего НОЦ отобрано 27 проектов условно аграрного направления, 28 — медицинского, хотя на уровне создания заделов в области генетики, биоинформатики, молекулярной биологии и других это разделение нивелируется.
В новосибирском НОЦ участвуют четыре университета (Новосибирский государственный университет, Новосибирский государственный технический университет, Новосибирский государственный медицинский университет, Новосибирский государственный аграрный университет), шесть биологических и шесть химических институтов под научно-методическим руководством СО РАН и практически все сельскохозяйственные, большая часть которых входит в Сибирский федеральный научный центр агробиотехнологий РАН (СФНЦА РАН). Степень готовности к участию Новосибирской области в конкурсе на создание НОЦ Алексей Васильев оценил как высокую: «На следующей неделе программа развития центра будет представлена его наблюдательному совету и при одобрении — направлена в Минобрнауки».
Подводя черту сообщениям и их обсуждению, Андрей Омельчук подчеркнул: «На всю страну нет и не должно быть единой, типовой модели НОЦ. Здесь нужна гибкость, обращение к лучшему опыту». Сергей Головин предложил дополнить
информационный ресурс научно-образовательных центров России единой базой данных по всем их многочисленным проектам.
Андрей Соболевский
Фото автора