К сибирским хирургам приезжают учиться

Наша картина мира формируется заголовками масс-медиа. Технологическое отставание России, утечка мозгов, самоизоляция, свёртывание контактов с Западом… И мы поневоле удивляемся, когда узнаём об иной реальности. В которой зарубежные специалисты приезжают на обучение в нашу страну, а российские свободно повышают квалификацию своих западных (в том числе американских) коллег. По крайней мере, мир науки о здоровье по-прежнему интернационален, и Россия занимает в нём достойное место. В чём это проявляется, рассказал заместитель директора НИИ патологии кровообращения им. Е.Н. Мешалкина доктор медицинских наук Евгений Анатольевич Покушалов.

 
Евгений Покушалов— Мы два года занимаемся образованием наших зарубежных коллег. В рамках общеевропейской конкуренции НИИПК привлекает группы, которые приезжают на определенный срок по тем или иным программам повышения квалификации. Прилетает, в среднем, около 10 групп в год, чтобы провести здесь, как правило, неделю. Страны представлены разные: Китай, Германия, Арабские Эмираты, Польша, Франция, Турция, Чехия, и, разумеется, ближнее зарубежье — Украина, Казахстан, Беларусь. В прошедшем году к нам впервые приехала группа из Македонии, которая провела в стенах института двенадцать месяцев. Такие обучения проводятся в рамках программ Европейской ассоциации, в которой НИИПК числится как сертифицированный центр. Люди едут именно к нам не по направлению своих клиник и компаний, а по добровольному выбору, это следствие цивилизованной конкуренции. Схема приблизительно такая: мы выставляем наши компетенции на общий сайт, и когда набирается нужное число заявок, то формируется группа на обучение. 
 
Наши же сотрудники нередко выезжают с лекциями за рубеж в рамках кампаний, проводимых  международными медицинскими ассоциациями. Есть ещё и такая форма медицинского образования, как прокторство, когда специалист НИИПК прямо за операционным столом проводит что-то вроде мастер-класса: только в Турцию с такой миссией мои коллеги ездили свыше 10 раз. Такие визиты были и в Германию, Польшу, Чехию.  Показательные операции выполнялись и в Соединенных Штатах — в Value System Hospital. Наш профиль деятельности в этих странах известен, поэтому прокторы очень востребованы. 
 
— Сегодня много говорят об эффективности телемедицины, о консилиумах и наблюдении операций с удалённого доступа…
 
— Мы  активно работаем в системе международных вебинаров. Веб-медицина, телемедицина — это неплохо, но не предел совершенства. К нам приезжают на обучение для того, чтобы узнать и увидеть то, что недоступно и в родной стране, и в дистанционном общении. Наша клиника хороша большим объемом и разнообразием операций: за неделю гости института могут увидеть то, чего пришлось бы ждать месяцами. Для иностранных групп в НИИПК разработан специальный анатомический курс. В мире есть только два специалиста, которые их проводят, и мы привлекли одного из них на нашу базу.  
 
— А что это такое, анатомический курс? Разве приезжающие к нам медики не сведущи в строении человеческого тела?
 
— Анатомический материал приготовлен особым образом. Человеческие сердца пластинированы, то есть сохраняют упругость живого органа. Можно взять такое сердце в руки и провести на нем те или иные хирургические манипуляции, посмотреть, как вставляются катетеры, подводятся электроды и так далее. Замечу, что мы имитируем на таком материале и операции закрытого типа — без разреза грудной клетки, а через сосуды или по малоинвазивным технологиям. 
 
 
— Чем ещё ваш институт привлекателен в плане обучающих технологий?
 
— Другая возможность, которую НИИПК представляет иностранным, скажем так, стажёрам — это animal lab, манипуляции на животных. Та же операционная, то же оборудование, только на столе лежит не человек, а обычная свинья, наш основной лабораторный объект. Есть у нас и vet lab — практикум, в котором некоторые процессы, происходящие в живом сердце,  мы симулируем «в колбе». При этом ничто не заменит присутствие обучающегося на настоящей операции. Понятно, что с пациентом он не манипулирует, но находится не где-то «в предбаннике», а видит всё своими глазами, слышит реплики хирургов, может что-то спросить… При этом у нас такие же, как на Западе, правила доступа в операционную: необходимо заблаговременно сдать анализы, пройти рентген и тому подобное. Но это достаточно быстро — если группа прибыла с утра, то после обеда её участники уже могут присутствовать при операциях.
 
Именно эти моменты позволили нам привлечь зарубежных коллег обучаться на нашей площадке. Но, конечно,  гораздо больше групп и отдельных специалистов приезжает к нам повысить квалификацию со всех концов России. 
 
Беседовал: Андрей Соболевский
 
Фото предоставлено администрацией НИИПК им. Н.Е. Мешалкина