Медицинская химия — наука, которая занимается разработкой предстадии лекарства, то есть поиском активных молекул, способных воздействовать на живые организмы. Сегодня эта отрасль по своему обороту на мировом рынке сопоставима с военно-промышленным комплексом. Исследования активно ведутся по всему миру. Некоторые уникальные разработки появились и благодаря новосибирским исследователям.
С развитием науки ученые смогли победить некогда смертельные недуги. Поиск все более совершенных лекарств продолжается и по сей день. Занимаются этим специалисты в области медицинской химии. Актуальные проблемы данной области связаны с болезнями наиболее важных терапевтических классов: онкология, психическое здоровье, нейродегенеративные и сердечно-сосудистые заболевания, а также инфекции, в том числе, особо опасные.
Новый препарат — это не просто неожиданное открытие ученого в лаборатории, а годы исследований. С момента начала работы над новой формулой до того, когда человек сможет купить его в аптеке, как правило, проходит около 30, а при очень оптимистичном прогнозе и удачному стечению обстоятельств — порядка 10—15 лет.
— Это же здоровье человека, тут нельзя спешить, — пояснил доктор химических наук, заведующий отделом медицинской химии Новосибирского института органической химии СО РАН имени Н.Н. Ворожцова Нариман Фаридович Салахутдинов.
— Существует несколько стадий продвижения лекарства. Первая — поиск неких активных молекул, потом доклинические испытания на лабораторных животных и, наконец, клинические исследования, которые сами по себе включают еще четыре этапа, — рассказал декан медицинского факультета НГУ профессор доктор медицинских наук Андрей Георгиевич Покровский.
До последней стадии внедрения лекарства по статистике доходит лишь 1 молекула из 100 000. Во время исследований идет отсев активных соединений по различным характеристикам — в основном, это токсичность.
На конференции MedChem 2015, которая прошла в Новосибирске с 5 по 10 июля, обсуждались последние результаты, полученные на первой стадии разработки препаратов. Форум был посвящен достижениям на первой фазе, где исследуются молекулы и то, как они действуют на живой организм. Для обмена опытом и профессиональным мнением были приглашены иностранные лекторы, а также представлены 100 организаций из 21 страны, всего приняли участие 270 человек.
Несмотря ни на какие политические разногласия в мировом сообществе, ученые продолжают активное сотрудничество.
— Наука не имеет национальности. Она не только междисциплинарна, но и международна во всех смыслах этого слова, — пояснил Покровский. — Контакты с иностранными коллегами не прекратились, а активно продолжаются.
В целом на отрасль, по словам Наримана Фаридовича, сильно повлиял обвал курса валют:
— Мы используем очень много реактивов, некоторое оборудование и запчасти импортного производства, а так как у нас госконтракт зафиксирован в рублях, все это приходится покупать дороже.
Тем не менее, ученые отметили, что международное сотрудничество зависит не от какой-то конкретной страны, а от определенной задачи. Конечно, решать ее исследователь способен самостоятельно, но уйдет на это два года и миллион долларов, а с другой стороны — он может связаться с человеком в другой точке земного шара, в лаборатории которого уже поставлены все необходимые эксперименты, что даст выигрыш во времени и сэкономит деньги.
В нашей стране в последние годы начала работать программа ФАРМА 2020, направленная на развитие фармацевтической промышленности в России до 2020 года. При соответствующих условиях есть шанс получить государственный контракт на проведение доклинических исследований, и в случае успеха — клинических.
— Государство, Сколково и РНФ безусловно поддерживает эту отрасль. ФАРМА 2020 дает достаточно серьезные деньги, которые позволяют провести доклинику, — рассказал Нариман Фаридович.
По словам ученого, мировой рынок медицинских препаратов по обороту денежных средств в ближайшее время уже перешагнет триллиард долларов, что сопоставимо со всей мировой химической промышленностью. И конкуренция здесь, конечно, колоссальная. Однако для изготовления лекарств не нужны гигантские фабрики, а одно здание способно вместить все лаборатории.
— Несколько лет назад продажа препарата аторвастатина составила 15 млрд долларов в год. За это время Россия продала вооружений на те же 15 млрд, то есть один цех по производству препарата равен по стоимости огромному военно-промышленному комплексу неслабой страны. Медицинская химия хороша тем, что удачно найденная молекула позволяет вам быть сразу впереди, а, допустим, чтобы запустить производство пластмасс, нужны огромные вложения.
Поиск уникальных активных компонентов ведется и в НГУ. На сегодняшний день уже существует десяток патентов, которые получил медицинский факультет совместно с химиками. По словам Покровского, в университете развиваются, в основном, два направления: противоопухолевые препараты, выделенные из растительного сырья, и противовирусные.
— Сейчас мы начинаем новую линию — соединения, которые обладают противовоспалительной активностью, — рассказал Андрей Георгиевич. — Мы долго собирались, но наконец нам удалось построить необходимую экспериментальную базу.
На сегодняшний день препарат против ВИЧ находится на третьей фазе клинических испытаний. По словам Андрея Георгиевича, это лекарство сопоставимо с лучшими зарубежными образцами по своей эффективности и фармакокинетике.
— Разработка противоопухолевых препаратов находится на более ранней стадии, — пояснил Покровский. — Уже есть интересные кандидаты, но пока не проведены все необходимые исследования.