Дискуссию, начавшуюся на заседании Совета директоров научных организаций СО РАН, продолжила председатель Совета научной молодежи СО РАН старший научный сотрудник Института неорганической химии им. А. В. Николаева СО РАН кандидат химических наук Елизавета Викторовна Лидер. «Как известно, основными источниками формирования заработной платы научного сотрудника могут являться оклад и финансирование из гранта. В данном случае ученый занимается различными задачами — оклад выплачивается за работу по государственному заданию (проведение системныx, долговременныx фундаментальныx научныx исследований), грантами же финансируется решение конкретных задач, как фундаментальныx, так и прикладныx, имеющиx, как правило, более короткий временной горизонт, по заявке лаборатории или отдельного исследователя. Поэтому суждение, что на окладную часть живут лишь бесперспективные и неуспешные ученые, ошибочно. Работа по гранту является дополнительной для исследователя, что-то типа сверхурочной деятельности относительно государственного задания. Не каждый специалист хотел бы работать именно по грантам, есть те, кто хотят заниматься фундаментальными проблемами в системном формате. Однако существует существенный дисбаланс в финансировании этих направлений деятельности, вследствие которого возникает гонка за грантами, а те, кто их не получил, испытывают трудности с финансированием своей работы по государственному заданию», — сказала Елизавета Лидер.
По словам Валерия Фалькова, система оплаты труда состоит из совокупности элементов: гарантированной и стимулирующей частей финансирования, его механизмов, показателей эффективности и системы мониторинга, то есть оценки денежного положения отдельного ученого в сравнении с общими показателями. «Безусловно, я согласен с тем, что необходимо предоставить ученым больше гарантий, позволяющих уверенно смотреть в будущее. В последнее время этот вопрос вышел в публичное пространство, мы открыты для диалога, тема тщательно прорабатывается. Поскольку сложившуюся ситуацию нельзя исправить какой-то одной мерой, мы подходим системно ко всем изменениям, рассматриваем различные аспекты и их взаимосвязь с существующими проблемами и в результате хотим подготовить комплексный проект нововведений. Я был бы признателен тем молодым ученым, кто был бы готов присоединиться к нашей рабочей группе по решению этого вопроса», — ответил Валерий Фальков.
Заведующий лабораторией геномного редактирования Института химической биологии и фундаментальной медицины СО РАН кандидат химических наук Григорий Александрович Степанов поднял вопрос о будущем молодежных лабораторий, созданных в рамках национального проекта «Наука». На сегодняшний день уже создано несколько десятков таких структур, до конца реализации проекта (2024 год) планируется сформировать еще ряд подобных научных подразделений, однако непонятно, будет ли в дальнейшем поддерживаться работа молодых ученых, задействованных в реализации данной программы. Отвечая на вопрос исследователя, Валерий Фальков отметил чрезвычайную важность создания лабораторий как средства привлечения в науку и стимулирования деятельности молодых специалистов со стороны государства. «Изначальный план реализации проекта подразумевал не только создание лабораторий, но и их курирование, финансовую поддержку. После 2024 года мы не намерены останавливаться и будем в дальнейшем решать возникающие вопросы, проводить оценку деятельности. Если лаборатория успешно работает и вносит активный вклад в исследовательское пространство, мы будем расширять ее участие и доводить до функционирования на международном уровне», — прокомментировал Валерий Фальков.
Еще один актуальный вопрос, который обсудили на встрече, связан с обеспечением молодых ученых жильем. По словам представителя Совета научной молодежи СО РАН, ранее существовали более прозрачные критерии нуждаемости сотрудника в жилье. Однако сегодня система выдачи сотрудникам жилищных сертификатов существенно изменилась, и для огромного числа ученых стало практически невозможным получить финансовую поддержку, направленную на решение данной проблемы. «Сегодня у нас действует готовый инструмент, запущенный в прошлом году и успешно функционирующий для определенных категорий населения — сельская ипотека. На мой взгляд, можно использовать его как основу разработки программы ипотеки для научных сотрудников. Предложение новое, необходимо искать дополнительные ресурсы, но можно начать с добавления опции к существующей программе — распространить ее для особых территорий: наукоградов и академических городков», — рассказал губернатор Новосибирской области Андрей Александрович Травников.
Валерий Фальков добавил, что работу по созданию подобных программ необходимо начать с закрепления понятия «молодой ученый». Сегодня в официальном профильном законе о науке отсутствует подобный термин. В эту же задачу входит закрепление статуса молодого ученого, четкое определение которого будет необходимо в разработке и введении мер по поддержке исследователей. Министр науки и высшего образования РФ поддержал идею о введении научной ипотеки для молодых ученых, сделав акцент на необходимости увеличения размеров выплат по жилищным сертификатам.
Председатель Сибирского отделения РАН академик Валентин Николаевич Пармон обратил внимание на проблему вхождения в науку. «Существуют определенные критерии, соответствие которым делает нашу исследовательскую работу привлекательной для молодых специалистов. Во-первых, работа должна быть интересна, во-вторых, начинающему ученому необходимо предоставить нормальное оборудование, реактивы и так далее. В-третьих, человеку нужна уверенность в наличии крыши над головой. Самый сложный момент всего научного пути — окончание бакалавриата, магистратуры или аспирантуры, когда решение о будущей профессиональной деятельности еще не принято. Именно в этот момент важно предоставить общежитие или другое доступное жилье в формате аренды. В-четвертых, заработная плата — необидная, чтобы можно было существовать, растить детей и обеспечивать свои важные потребности. В-пятых, необходимо наличие культурного окружения, друзей по различным увлечениям. Не имея этих пяти моментов, мы будем терять молодежь, поэтому я надеюсь, что комиссия по науке при Государственном совете будет решать эти вопросы. Кроме того, особое значение имеет мобильность кадров. Существуют изолированные островки, самостоятельно воспроизводящие сотрудников, вследствие чего падает качество образования и подготовки специалистов. Если мы хотим видеть хороших руководителей, которые вырастают из молодежи, необходимо обеспечить высокий уровень мобильности в науке. В данной задаче координатором может выступить Сибирское отделение, долгие годы играющее роль интегратора исследовательской деятельности», — заявил Валентин Пармон.
В завершение встречи Валерий Фальков поблагодарил Совет научной молодежи за активное участие в обсуждении насущных вопросов и отметил важную роль Новосибирского научного центра в развитии всего государства. «Вне всякого преувеличения, если не брать во внимание большие агломерации — Московскую и Санкт-Петербургскую, то Новосибирск является надеждой России, и все заинтересованы в его динамичном развитии, в чем мы, как министерство, планируем и дальше помогать», — сказал министр.
«Наука в Сибири»
Фото Юлии Поздняковой