— Главное, что обсуждалось на съезде — стратегии развития минерально-сырьевой базы России. Сегодня ее качество ухудшается: формально тоннаж поставленных на баланс запасов остается прежним, но если говорить по существу… Либо залегание более глубокое, либо содержание полезных ископаемых в руде низкое: для золота признали достаточным один грамм на тонну против двух с половиной прежних.
Геологическую отрасль необходимо реанимировать, и это не гипербола. Только один пример: в объединении «Якутскгеология» в конце 1980-х работало свыше 30 000 человек почти на всей территории республики, равной шести Франциям. Каждая постоянно действующая экспедиция была поселкообразующим предприятием, содержала столовые, детские сады, занималась дорогами и благоустройством. Сейчас осталась 1 200 сотрудников, причем двести в этом году подлежат сокращению. Представьте себе, что раньше вы были способны работать 12 часов в сутки, а теперь только полчаса…
С переходом добывающих отраслей в частные руки резко сократились объемы геологоразведки. Компании почти не идут на новые, малообследованные территории. Они не хотят рисковать и занимаются доразведкой вблизи своих лицензионных участков и непосредственно на них. Далеко не только я один считаю, что поиски полезных ископаемых в новых районах должно вести государство, поскольку всё начинается с региональных работ сравнительно общего характера, без которых невозможно прогнозирование ресурсов и дальнейшее уточнение локации и потенциала залежей бурением. Компании тогда будут покупать не кота в мешке, а лицензии на участки с поставленными на баланс первоначальными запасами.
« Раньше так и было: Мингео обследовало территории, проводило их первоначальную оценку и затем передавало, например, Минцветмету или «Якуталмазу», которые занимались более детальным изучением. А теперь компания вроде бы готова пойти на выявленное месторождение, даже строит дорогу… И затем отказывается, как это было с Верхне-Мунским алмазоносным полем — посчитали, во сколько обойдется 250-километровая транспортировка не очень богатой породы, и приняли отрицательное решение.
Сегодня холдинг «Росгеология» готов взять на себя временно утраченную функцию государства по первоначальному геологическому исследованию территорий: так называемому региональному и прогнозно-оценочному. По тем же алмазам огромным потенциальным резервом России является северо-восточная и арктическая часть Якутии. Опыт компании «Алмазы Анабара» показывает, что там можно успешно работать. Но гиганты пойдут в новые районы только в том случае, если будут обнаружены суперкрупные месторождения с высокой концентрацией полезных ископаемых, как в Мирном или Удачном. Всё определяют экономические показатели. «Алроса» тратит и около четырех миллиардов рублей ежегодно на собственную геологоразведку, но особых эффектов она не приносит: корпорации, образно выражаясь, ищут под фонарем.
Особую роль способна сыграть академическая наука, причем не одну, а несколько. Решение фундаментальных проблем должно продолжаться и давать новые базовые знания, без которых невозможно всё остальное. Далее, это аналитика, экспертиза проектов перспективных и научно-методическое обеспечение — текущих. Наконец, без геологических институтов системы РАН — ФАНО непредставима подготовка кадров. К нашим достоинствам можно отнести удачное расположение по всей территории России: в Москву и Санкт-Петербург проб не навозишься, а во Владивостоке, к примеру, академиком Александром Ивановичем Ханчуком создан современный и мощный центр коллективного пользования на базе Дальневосточного геологического института. Мой учитель, академик Владимир Степанович Соболев, говорил, что работа «академиков» и «производственников» — это два полукруга одной спирали, между которыми идет встречный обмен информацией и инструментариями, что помогает обеим взаимодействующим сторонам развиваться и выходить на следующий виток.
Для создания новой стратегии развития минерально-сырьевой базы России решено сформировать межведомственный экспертный совет. Кроме собственно геологов и геофизиков мы планируем подключить к его работе группу экономистов, занимающихся проблемами добывающей промышленности, во главе с заместителем директора Института экономики и организации промышленного производства СО РАН членом-корреспондентом РАН Валерием Анатольевичем Крюковым. Одна из стратегических целей хорошо просматривается — это воссоздание единой государственной геологической службы, способной обосновывать открытие новых видов месторождений для обеспечения высоких технологий, в том числе и будущих. И организационные решения нужно принимать буквально сегодня — иначе может быть поздно.
Подготовил Андрей Соболевский
Фото Юлии Поздняковой