«Вопрос о начале финансирования работ по созданию оборудования длительного цикла изготовления практически решен. Мы вышли на понимание того, что нужна корректировка федеральной адресной инвестиционной программы с выделением отдельной строки “Оборудование” и возможностью авансирования этих работ до прохождения стадии Главгосэкспертизы, которая по дорожной карте должна заканчиваться только в середине, а может быть, и осенью 2021 года. Вопрос выделения денег, я думаю, решится в течение ближайшего месяца», — рассказал директор ФИЦ «Институт катализа им. Г. К. Борескова СО РАН» академик Валерий Иванович Бухтияров. По словам ученого, речь идет о сумме в 750 миллионов рублей, и ее будет достаточно, чтобы приобрести оборудование и материалы для производства.
Валерий Бухтияров подчеркнул, что для финансирования необходимо также распоряжение правительства о единственном исполнителе услуг, которым может стать только Институт ядерной физики им. Г. И. Будкера СО РАН. «Это единственная в России организация, способная обеспечить полный технологический цикл проектирования, изготовления, поставки и, самое главное, пусконаладки оборудования», — сказал академик Бухтияров.
По словам директора ИЯФ СО РАН академика Павла Владимировича Логачёва, институт готов к проектированию и производству инжекционного комплекса на 100 %. Самые сложные элементы оборудования находятся в работе не первый месяц, многие уже тестируются. «Это мощные СВЧ-усилители — клистроны. Такие машины делаются в России впервые. Технологию мы создаем фактически с нуля, но у нас для этого есть все заделы. Первый опытный образец уже работал, вышел на мощность больше половины от номинала. Второй экземпляр, я думаю, выйдет на номинал. Он уже изготовлен и готовится к подключению», — отметил директор ИЯФ СО РАН.
Также в ИЯФ СО РАН производятся магнитные компоненты для синхротрона: они формируют прецизионный пучок, для которого нужны высочайшие точности. «Наш опыт производства очень точных магнитов исчисляется десятилетиями. Ключевым моментом точности является качество магнитных полей, которые производят эти приборы. Оно должно быть на уровне отклонения от номинала 10-5. Чтобы настроить магнит, используется очень точный измерительный комплекс, а также уникальная разработка тонкой настройки качества. Для каждого магнита эта технология создается индивидуально в соответствии с особенностями его конструкции. В каком-то смысле это и наука, и техника, и искусство», — рассказал Павел Логачёв.
Также сейчас решается вопрос о первых шести пользовательских станциях первой очереди. Седьмой может стать станция для проведения работ в области медицины и вирусологии, предназначенная в том числе для решения задач Государственного научного центра вирусологии и биотехнологии «Вектор», переговоры об этом сейчас ведутся. Головной организацией по разработке и проектированию пользовательских станций будет Конструкторско-технологический институт научного приборостроения СО РАН, а партнерами — организации Новосибирска и других городов России, обладающие нужными компетенциями.
«На технологическое оборудование экспериментальных станций заложена сумма порядка 5—6 миллиардов рублей. Мы знаем, что в настоящее время оборудование для синхротронных исследований практически не изготавливается. Если мы не будем предпринимать никаких мер, то почти все эти средства уйдут зарубежным компаниям, а мы не создадим у себя никакого технологического задела для производства таких приборов. Проанализировав весь спектр этого оборудования, мы пришли к выводу, что 60 % [производства] может быть локализовано в стране с привлечением соответствующих организаций, имеющих компетенции в этих областях», — отметил директор КТИ НП СО РАН кандидат технических наук Пётр Сергеевич Завьялов.
Он добавил, что оборудование для пользовательских станций — очень дорогое и редкое, его изготавливает лишь пара производителей в мире. «Мы можем создать прототипы таких устройств, и на СКИФе уже проводить их испытания. Также мы знаем, что сейчас в мире множество источников СИ находятся в стадии модернизации. Таким образом, если мы продемонстрируем работоспособность оборудования в рамках СКИФа, то сможем выйти с ним на мировой рынок. Чтобы это сделать, мы ищем индустриальных партнеров в этой области. Корпорации Ростеха проявляют свою заинтересованность, буквально на днях мы подписали соглашение о сотрудничестве и создании оборудования ЦКП СКИФ с АО “Новосибирский приборостроительный завод”. Они имеют соответствующие производственные мощности и готовы участвовать в этом проекте», — рассказал Пётр Завьялов.
Для создания и разработки этого технологического оборудования в рамках проекта «Академгородок 2.0» предлагается создать при КТИ НП СО РАН центр коллективного пользования. Эта инициатива уже поддержана Президиумом Сибирского отделения и правительством Новосибирской области. Сейчас пакет документов передается на рассмотрение в Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, вопрос прорабатывается, и идет поиск организаций, которые имеют опыт производства подобных установок. Проведены переговоры с АО «НПЗ», также будет подключаться АО «Бердский электромеханический завод», ФГУП «Экспериментальный завод научного приборостроения РАН», АО «НЗКХ-инжиниринг» готовы участвовать в проектировании и изготовлении оборудования для экспериментальных станций.
«В работе будет участвовать НИИ измерительных приборов — Новосибирский завод имени Коминтерна, у них очень важная и ответственная часть работ. Мы надеемся, что также подключатся наши коллеги и партнеры из Госкорпорации “Росатом”», — дополнил Павел Логачёв.
Из-за того что некоторые технологии в России мало развиты или отсутствуют, часть радиокомпонентов будет импортироваться из Китая. «В то же время в Балтийском федеральном университете имени Иммануила Канта в Калининграде под руководством кандидата физико-математических наук Анатолия Александровича Снигирёва производятся совершенно уникальные элементы для рентгеновской оптики, которые даже экспортируются за рубеж. Поэтому есть такие технологии, где мы соответствуем мировому уровню, и мы обязательно их используем», — отметил Валерий Бухтияров.
«Наука в Сибири»
Фото Александры Федосеевой (1), из презентации Валерия Бухтиярова (анонс)