Последняя попытка поправить

На утверждение в правительство России передан проект  положения о ФАНО — Федеральном агентстве научных организаций. В новосибирском Академгородке прошло общественное обсуждение этого документа.
Здание Управления делами СО РАН
Общий настрой людей, собравшихся в администрации Советского района, можно было назвать деловым пессимизмом. Да, Закон «О Российской академии наук…» (253-ФЗ) принят таким, какой он есть. Да, правительственный проект положения о ФАНО не улучшает, а ухудшает (относительно науки и научных организаций) некоторые положения Закона. Но протестовать поздно и малоэффективно: надо работать.

Председатель СО РАН академик Александр Леонидович Асеев продолжает настаивать на необходимости соблюдения «правила двух ключей» — совместного (РАН и ФАНО)  принятия решений по академическому имуществу и организации научных исследований: «Академия должна иметь право вето, в том числе и в регионах». Второй приоритет, обозначенный А. Л. Асеевым — находящийся в Госдуме проект закона о статусе академгородков, способный приостановить дезинтеграцию научных центров. «Он востребован как никогда, — считает председатель СО РАН, — хотя нуждается в переформатировании и другом уровне лоббирования».

Ещё одним инструментом оптимизации будущего некоторые ораторы называли ЦОИР – Центр образования, исследований и разработок, который должен был быть организован в Новосибирске согласно поручению В. В. Путина ещё на посту премьер-министра. На сей день ни одной из проектных групп не удалось создать рабочей модели ЦОИР. «Сначала основной целью было привлечение средств, теперь ситуация поменялась, — поделился генеральный директор ОАО «Технопарк новосибирского Академгородка Дмитрий Бенидиктович Верховод, — нам не нужны деньги, нам нужен порядок». Но другие участники обсуждений к форме ЦОИР отнеслись скептически: заместитель директора Института вычислительной математики и математической геофизики СО РАН кандидат технических наук Юрий Михайлович Зыбарев назвал виртуальный Центр «упущенным шансом».

Заместитель директора Института цитологии и генетики СО РАН доктор биологических наук Николай Борисович Рубцов сосредоточил внимание на том, что «…мы вошли в переходный период между де-юре и де-факто». А механизмы перехода от дореформенного состояния к новому толком не прописаны ни в 253-ФЗ, ни в проекте положения о ФАНО. По  крайней мере, считает Н. Б. Рубцов, необходимо добиваться того, чтобы в компетенции институтов, а не агентства, осталось всё экспериментальное оборудование, научная инфраструктура, а также права по закупкам и ремонтам.

Собравшиеся единогласно приняли два документа. Первый — резолюция, указывающая на необходимость принципиальных поправок в положение о ФАНО. Прежде всего, должна быть перенастроена целевая функция этого органа: не контрольно-распределительная, а стимулирующая. Радикально предложение по «сенату» (научно-координационному совету ФАНО) — совместить его с президиумом РАН, а на местах с президиумами региональных отделений Академии. Общественность поддержала два ранее направленных в Москву предложения СО РАН:  узаконить организацию территориальных управлений ФАНО в Екатеринбурге, Новосибирске и Владивостоке, а также зафиксировать особый статус академических институтов, входящих в реестр организаций оборонно-промышленного комплекса.
 
Вторым документом, получившим поддержку общественности, стали конкретные поправки и редакции проекта положения о ФАНО.  Нет сомнения, что они попадут в правительство до утверждения федерального документа. Есть сомнения, что они будут учтены.

Андрей Соболевский

Фото: Ю. Позднякова