Михаил Мишустин в ИЯФ СО РАН
«Сегодня мы проводим самые яркие и интересные эксперименты по поиску новой физики, которая выходит за рамки Стандартной модели. Половина таких экспериментов делается у нас здесь, половина — в США, — прокомментировал директор ИЯФ СО РАН академик Павел Владимирович Логачёв. — Кроме того, у нас есть большое фундаментальное опытное производство, которое интегрировано в научный коллектив института: наши научные сотрудники напрямую работают с мастерами, технологами, конструкторами и создают новые технологии, приборы и устройства, как для фундаментальных исследований, так и для приложений практической направленности. Многие вещи мы делаем на предприятиях Новосибирской области».
Председатель СО РАН академик Валентин Николаевич Пармон рассказал об уникальном материале, который был создан совместно ИЯФ СО РАН и ФИЦ «Институт катализа им. Г. К. Борескова СО РАН» — аэрогеле. «Институту ядерной физики это потребовалось для исследований, и мы сделали так называемый твердый воздух, самый лучший в мире. Он производится непосредственно на Опытном производстве ИК СО РАН. Такой материал есть на Большом адронном коллайдере и на Международной космической станции», — отметил Валентин Пармон.
Также Михаилу Мишустину рассказали о передовой разработке ИЯФ СО РАН: методе бор-нейтронозахватной терапии онкологических заболеваний, которую институт развивает уже несколько лет, подчеркнув, что сейчас речь идет о фазе доклинических и клинических испытаний. «Прошу поддержать это направление, чтобы в перспективе полутора лет мы вышли уже на лечение людей», — добавил директор ИЯФ. «БНЗТ сегодня — важнейшее направление, им занимаются и японцы, и американцы, но тот прогресс, который есть у нас, позволяет надеяться на то, что в ближайшие несколько лет мы добьемся фокусировки. Я бы просил вас обязательно работать с врачами, потому что доклинические испытания, фокусировка на лечении будут важным залогом того, чтобы масштабировать это научное открытие на всю соответствующую клинику. Мы, конечно, поможем, средства будут выделены», — отреагировал Михаил Мишустин. Финансирование составит 800 миллионов рублей.
Что касается ЦКП «Сибирский кольцевой источник фотонов» (ЦКП СКИФ), то здесь ИЯФ СО РАН выступит основным создателем устройств для уникальной установки. Уже проведена большая техническая работа по подготовке к проектированию первой части линейного ускорителя и бустерного синхротрона. Новосибирские физики планируют, что уже к концу 2021 года первая часть линейного ускорителя — так называемая электронная пушка — может быть запущена на площадях ИЯФ СО РАН. «Мы вместе с ИК СО РАН и нашим министерством работаем в одной команде, оперативно решаем все задачи по СКИФу и движемся по графику», — отметил Павел Логачёв.
«Россия — страна уникальная, все инициативы президента РФ, которые привели нас к возможности таких проектов мегасайнс, — это результат труда ученых, которые у нас работают. Очень важно соединить наши университеты, нашу науку непосредственно с промышленностью, с теми, кто будет результаты научных исследований внедрять во все элементы нашей жизни», — сказал Михаил Мишустин.
Премьер-министру также показали коллайдер ВЭПП-2000. С его помощью новосибирские ученые в коллаборации с коллегами из Национальной ускорительной лаборатории им. Энрико Ферми (Фермилаб) ведут совместный проект.
«Есть величина, известный параметр частицы — аномальный магнитный момент. Он поддается измерению. Есть уникальная комбинация — аномальный магнитный момент мюона. Ее можно с высокой точностью измерить и рассчитать по существующей теории. Однако туда вносит свой вклад каждая существующая в мире сила или частица. Мы учитываем все эти силы и частицы, взаимодействующие между собой, и таким образом можем рассчитать значение аномального магнитного момента мюона и измерить его с высокой точностью. Если эти значения совпадут, значит, мы всё про него знаем, если нет — есть что-то, чего мы не учли. В этом заключается сама суть нашего эксперимента, — уточнил “Науке в Сибири” заместитель директора по научной работе, заведующий лабораторией ИЯФ СО РАН доктор физико-математических наук Иван Борисович Логашенко. — В Фермилабе осуществляется эксперимент по измерению величины аномального момента мюона. Прежде в Брукхейвене уже было получено некоторое приблизительное значение. Сейчас стоит задача в ходе нескольких измерений увеличить точность в четыре раза».
Иван Логашенко рассказал, что измерения, которые делаются в ИЯФ СО РАН на ВЭПП-2000, нужны для того, чтобы рассчитать значение аномального магнитного момента в существующей теории. Неопределенность, существующая в этом расчете, практически полностью зависит от того, насколько точно мы можем измерить эту величину. «Это очень интересная задача, потому что величины, которые были получены на предыдущем раунде экспериментов в Брукхейвенской лаборатории и ранее на другом коллайдере ИЯФ СО РАН, не сходятся. Расчетная величина отличается от теоретической, — отметил ученый. — Она может объясняться ошибкой эксперимента или просто случайностью. Тем не менее во всей сегодняшней физике это самое существенное отклонение от Стандартной модели в лабораторном эксперименте».
Ожидается, что в 2021 году Фермилаб выдаст первое измерение. В ИЯФ СО РАН уже есть предварительные данные, но основной результат планируется выдать тоже в течение этого года.
«Наука в Сибири»
Фото Юлии Поздняковой