Многие гости мероприятия, в том числе ученые-физики, часто спрашивают: «Что связывает Фейнмана с Тувой?» Фейнман был настолько разносторонней личностью, что назвать его просто физиком — всё равно, что назвать автомобиль тележкой на колесах.
Интересы Фейнмана были поразительно широки. Многие великие физики XX века являлись разносторонними людьми. Так, например, Альберт Эйнштейн играл на скрипке, Эрвин Шрёдингер знал семь языков и писал стихи, а Макс Планк — основоположник квантовой физики — серьезно занимался альпинизмом. Однако Фейнман даст фору всем им вместе взятым: он играл на банджо, писал картины, участвовал в психологических экспериментах, работал в качестве молекулярного биолога, приложил свои силы к расшифровке письменности майя и развил навыки взлома замков до такого уровня, что в один день сумел открыть все сейфы с совершенно секретной документацией по Манхеттэнскому проекту, подложив в них издевательские записки.
«Я находил для себя приключения совершенно своеобразным способом, который мне сложно объяснить: это похоже на рыбалку, когда опустил удочку в воду, а дальше — дело терпения», — говорил Ричард Фейнман. И в этом весь он.
Увлечение Ричарда Фейнмана Тувой началось с коллекционирования марок, которые он собирал с детства. Среди них были и необычные треугольные тувинские марки, выпущенные до присоединения Тувы к Советскому Союзу. В конце 1977 года в гостях у Фейнмана Ральф Лейтон, который тогда работал в школе и преподавал элементарную алгебру, сказал, что ему поручили в довесок вести часы географии. На что Фейнман заметил: «География? Хм. С какой это стати учитель математики вдруг будет преподавать географию?» В свою защиту Ральф ответил, что знает все страны в мире. Тогда Фейнман сказал: «Неужели? Ну, хорошо, тогда скажи мне, а что произошло с государством Танну-Тувой?» Как позже признался Ральф Лейтон: «Фраза “Вы наверняка шутите, мистер Фейнман!” была бы тут как раз к месту, так как я полагал, что он выдумал это название. Оно звучало слишком красиво, чтобы быть правдой». А Фейнман продолжил свой рассказ о том, как в тридцатых годах он рассматривал сказочную Туву на удивительных по красоте треугольных и ромбовидных марках. Так началось последнее и необычное «путешествие» Фейнмана в Туву.
Почтовая марка, 1935 год
Вторые Фейнмановские встречи в Туве
В этом году количество гостей — приглашенных ученых Фейнмановских встреч — было меньше, чем в 2018-м, однако их состав оказался более сконцентрированным на физико-математическом направлении. Открыл работу школы профессор Лондонского университета Глен Коуэн рассказом об открытии антиматерии. В докладе было показано, как тесно сотрудничают физики-теоретики и физики-экспериментаторы, и насколько нужно быть внимательным, чтобы не упустить эпохальное событие, поскольку треки античастиц до их первооткрывателя Карла Дейвида Андерсона видели многие физики, но только он доказал, что это именно античастица электрона — позитрон, а не всем привычный уже электрон.
На школе-семинаре
Из Томска приехали доктор физико-математических наук Галина Алексеевна Блейхер и кандидат технических наук Дмитрий Владимирович Сиделев — сотрудники Научно-образовательного центра Б.П. Вейнберга инженерной школы ядерных технологий, которой руководит профессор Томского политехнического университета доктор физико-математических наук Валерий Павлович Кривобоков — участник Фейнмановских встреч — 2018. Они подробно рассказали о своей научной работе и ее практическом применении. В своем докладе Д.В. Сиделев раскрыл секрет работы сенсорных экранов, которая была бы невозможна без нанесения на них тонкой токопроводящей пленки. Он поделился возможностями увеличения производительности «своего» магнитронного диода, осуществляющего скоростное осаждение пленок хрома и никеля на «горячую» мишень. Показал объем экспериментальных и теоретических исследований, который был выполнен для достижения заявленной цели. Доклад Г.А. Блейхер был посвящен эрозии поверхности вещества, на которую падает мощный пучок заряженных частиц. В докладе были кратко изложены основные принципы взаимодействия мощных ионных и электронных пучков с поверхностью вещества, какие они вызывают последствия и как это можно применить на практике. Проанализированы тонкие моменты, возникающие в исследованиях, такие как расчет поглощенной дозы, управление скоростью эрозии поверхности и многие другие.
После завершения докладов ученые собрались за круглым столом, где решался вопрос о дальнейшей судьбе Фейнмановских встреч, перспективе их развития, а также дальнейших планах и задачах. Участники круглого стола пришли к единодушному решению: Фейнмановские встречи в Туве — полезное и успешное мероприятие с долговременным эффектом для повышения качества физического образования в Туве.
Михаил Чебодаев, кандидат физико-математических наук, заведующий кафедрой физики ТувГУ
Фото: из открытых источников (анонс, 1), предоставлено Михаилом Чебодаевым (2)