СКИФ — центр притяжения

Пока одни инженеры удаленно проектируют мегасайнс-установку Сибирский кольцевой источник фотонов, а другие продолжают трудиться на буровых установках в Кольцове, рассказываем о перспективах применения этого уникального источника синхротронного излучения.

Центр коллективного пользования СКИФ — первая установка синхротронного излучения поколения 4+ в мире. Она реализуется на территории Российской Федерации в рамках проекта развития Новосибирского научного центра «Академгородок 2.0» и Плана комплексного развития СО РАН. В состав ЦКП СКИФ войдут 30 экспериментальных станций. «Синхротрон дает уникальную возможность изучения объектов на атомно-молекулярном уровне — можно узнать всё о тех процессах, которые происходят в химическом реакторе, в биологической системе, в микроэлектронике. Мы планируем создать уникальный источник четвертого поколения. Наши подсчеты показывают, что мы способны выйти на результат, который будет в четыре раза лучше имеющегося сейчас в мире. Задача на ближайшее время — начать финансирование, изготовление нестандартизированного технологического оборудования, которое включает в себя ускорительный комплекс и так называемые пользовательские станции. Основная цель станций — это проведение передовых исследований в различных отраслях наук и разработка передовых наукоемких технологий. Эти станции будут использоваться физиками, химиками, биологами и вирусологами», — пояснил директор ФИЦ «Институт катализа им. Г. К. Борескова СО РАН» академик Валерий Иванович Бухтияров.
 
Валерий Бухтияров на площадке ЦКП СКИФ
   Валерий Бухтияров на площадке ЦКП СКИФ
 
Заместитель министра науки и высшего образования РФ Александр Вячеславович Нарукавников добавил, что СКИФ уникален с точки зрения как фундаментальной, так и прикладной науки. «Его создание позволит на несколько десятилетий обеспечить страну инфраструктурой для решения актуальных задач медицины, биологии, химии и физики. Реализация проекта с учетом его включения в территориально-распределенную сеть объектов синхротронных и нейтронных исследований поспособствует развитию инфраструктурных ресурсов и обеспечит выход российский научных и образовательных организаций и производственных компаний на глобальные рынки. Масштабы этого проекта поражают: после выхода на полную мощность количество участников составит более 250, из них около 130 — это научно-исследовательские организации, более 20 вузов, 30 промышленных предприятий организаций реального сектора». Александр Нарукавников также поблагодарил всех, кто трудится над проектом, за конструктивную работу, которая позволила дойти до стадии заключения государственного контракта и начать проектирование.
 
Генеральный директор АО «Центральный проектно-технологический институт» Михаил Анатольевич Тарасов выразил надежду на то, что все работы будут окончены в срок, несмотря на пандемию. «Мы подписали госконтракт фактически уже в условиях начавшегося коронавируса и карантина, поэтому подготовились заранее. По комплексным инженерным изысканиям у нас работают пять буровых установок, 15 инженеров на площадке, и в процессе проживания и выполнения работ они ограничены в общении с внешним миром. Инженеры-проектировщики не привязаны фактически к офису и работают удаленно: им выдали компьютеры, многофункциональные устройства, обеспечили необходимым программным обеспечением. На следующей неделе мы закончим организацию удаленного режима работы, и люди будут работать в единой модели над проектом без потери темпа и динамики, находясь в разных городах», — рассказал Михаил Тарасов.
 
В марте на площадке начались работы
   В марте на площадке начались работы
 
Строительство комплекса должно быть завершено к концу 2024 года. По словам Валерия Бухтиярова, когда станции будут готовы, специалисты Государственного научного центра вирусологии и биотехнологии «Вектор» смогут быстрее решать проблемы, возникающие на стадии понимания механизма функционирования различных биологических объектов и систем. Эти знания будут закладываться в производство новых типов вакцин. 
 
Сегодня российским ученым, которые хотят проводить эксперименты на синхротроне, приходится участвовать в конкурсе заявок, чтобы получить шанс поработать на установках за рубежом. К сожалению, лишь 20—25 % заявок одобряют. «Учитывая, что такие конкурсы проводят один-два раза в год, если ты не выиграл, то работа по направлению приостанавливается минимум на полгода. Именно это послужило мотивацией для создания отечественного источника следующего поколения. Разумеется, у зарубежных коллег тоже есть интерес к работе на СКИФе, поэтому необходимо наладить и международный обмен, чтобы наш уникальный источник обеспечивал приток новых идей. Источники — это центры притяжения: когда ученые представляют свои задачи, то одни идеи в конечном счете порождают другие», — сказал Валерий Бухтияров. 
 
Ученый также отметил, что в планах есть создание цифрового двойника Сибирского кольцевого источника фотонов. «Мы пока что работаем над получением стартового финансирования на это. Первый заместитель директора Института вычислительных технологий СО РАН кандидат физико-математических наук Андрей Васильевич Юрченко сообщил президенту о необходимости создания региональной сети суперкомпьютерных центров. Это нашло поддержку, и если будет реализовано, то, конечно, в такой системе хранения данных сможет быть размещен цифровой двойник СКИФа», — предположил Валерий Бухтияров. 
 
«Наука в Сибири»
 
Фото Александры Федосеевой