Союзное государство науки

Сибирские и белорусские учёные сотрудничали, сотрудничают и будут сотрудничать. Но есть проблемы, мешающие работать сообща с максимальной эффективностью. Как их решить? Об этом шла речь на совместном заседании президиумов СО РАН и Национальной академии наук Белоруссии (НАНБ).

 
Национальная академия наук Белоруссии
 
Короткое плечо
 
В НАНБ есть институты, прежде всего занятые фундаментальными исследованиями.  Правда, публикации в топовых международных журналах достаточно  редки, индексы цитирования в среднем (если такие усреднения корректны) ниже, чем у российских коллег. С другой стороны, по мнению председателя СО РАН академика Александра Леонидовича Асеева, белорусские учёные «…показывают наивысший уровень компетенций на всём пространстве национальных республик бывшего Советского Союза». 
 
При этом для НАНБ специфична близость к реальному сектору экономики. «Мы рассматриваем нашу Академию как корпорацию, которая объединяет серьезный блок фундаментальных исследований, прикладную науку, собственные опытные участки и выход на предприятия. НАНБ полностью интегрирована в экономику, — сказал на рабочем совещании её президент академик Владимир Григорьевич Гусаков. — Исследования не проводятся просто так. У нас короткое плечо между наукой, с одной стороны, и властью, производством ‒‒ с другой. Не бывает ни одного заседания Совета министров без моего присутствия».
 
По информации академика В. Гусакова, институты НАНБ внесли существенный вклад в запуск первого в республике собственного спутника и атомной электростанции, в создание новых машин, сортов и пород в интересах аграрного сектора. Для системы здравоохранения белорусские учёные разработали оптический когерентный томограф  и  прибор для лечения желтухи новорожденных, на контроле качества продуктов хорошо проявил себя терагерцовый спектроскоп. Семейство универсальных беспилотников «Бусел» (аист — белорус.) тоже рождено в национальной Академии: один из аппаратов выставлен в фойе здания её президиума, другой экспонировался на выставке EXPO-RUSSIA BELARUS 2015 — она проходила в те же дни, что и совместная работа двух президиумов. 
 
В НАНБ создали и лидар собственной конструкции — в первую очередь, для исследований в Антарктиде, где Белоруссия намерена открыть собственную полярную  станцию. Исследования высоких широт стали специфичными для учёных небольшой восточноевропейской страны с мягким климатом. Есть здесь и свой Чилингаров, живая легенда. Это кандидат биологических наук Юрий Григорьевич Гигиняк, горячий сторонник постоянного научного базирования белорусских учёных на самом южном континенте.
 
У НАНБ свыше 80 международных соглашений о сотрудничестве. Диапазон весьма широк: США, Германия — и в то же время Вьетнам, Пакистан, Эквадор. «Что касается Сибирского отделения, то мы считаем наши отношения особыми, — сказал Владимир Гусаков. —  В Сибири работает научная белорусская диаспора, есть совместная премия имени выдающегося учёного, академика Коптюга. В ряде случаев мы даже приводим в пример взаимоотношения с СО РАН, но я считаю, что их можно активизировать». 
 

Академия наук Белоруссии учреждена в 1928 году на базе Института белорусской культуры, основанного в 1922‒м. Ни разу не ликвидировалась и не реорганизовывалась. В системе Академии наук Белоруссии работает свыше 16 000 сотрудников, среди которых 1734 кандидата и 442 доктора наук, 121 член‒корреспондент и 88 академиков. НАНБ делится на 7 отраслевых отделений: физики, математики и информатики; физико‒технических наук; химии и наук о Земле; биологических наук; медицинских наук; гуманитарных наук и искусств; аграрных наук. Каждое отделение структурировано на научно‒производственные объединения, в которые, помимо исследовательских институтов, входят конструкторские бюро, опытные предприятия и станции (так, НПО порошковой металлургии включает в себя два центра утилизации боеприпасов, авиационных и наземных, НПО по биоресурсам ‒‒ Центральный ботанический сад).В инфраструктуру Академии наук Белоруссии входят Центр геофизического мониторинга (вне рамок отделения химии и наук о Земле), Центр системного анализа и стратегических исследований, Институт подготовки кадров, Центральная научная библиотека им. Якуба Коласа, издательский дом «Белорусская наука», торговая компания «Академическая книга», гостиница «Академическая». Социальный блок включает в себя поликлинику, санаторий «Ислочь», детский оздоровительный лагерь и дошкольные учреждения.

 
Владимир Гусаков
 
Светодиоды, торф и тритикале
 
Сибирские и белорусские учёные сегодня реализуют 40 совместных проектов, отобранных на конкурсе в 2014 году. Их, все до единого, нельзя назвать исключительно прикладными. Тем не менее, в каждой из общих тематик есть нечто, нацеленное на практическое применение — не завтра, так послезавтра. Для докладов на заседании двух президиумов было отобрано пять направлений с очевидным выходом на производство. Одно выступление так и называлось: «О совместных разработках технологий глубокой переработки торфа и сапропеля в интересах различных отраслей народного хозяйства». Про потенциал «мягкого угля» рассказывал директор Института природопользования НАНБ академик Александр Кириллович Карабанов. Из одной тонны торфа стоимостью 16 долларов можно получить несколько вариантов продукции (удобрений, сорбентов, кормовых добавок, стимуляторов роста и т.п.) с прибавочной стоимостью, превышающей цену сырья на несколько порядков. Особый интерес вызвало замещение торфяными добавками 30% вносимых в почву химических соединений: не в ущерб урожайности это делает продукцию более «натуральной» и, как следствие, привлекательной для потребителя. В ходе обсуждения научный руководитель Института катализа им. Г.К. Борескова СО РАН академик Валентин Николаевич Пармон напомнил, что в Сибири находятся крупнейшие на планете запасы торфа — Васюганские болота — и предложил собрать инициативную группу для подготовки проекта на уровне научно-технических программ Союзного государства России и Белоруссии (о них немого позже). Что же до сапропелей, то в области их применения белорусские коллеги ушли далеко вперед: в республике открыто уже не опытное, а вполне коммерческое производство сапропелевых кормовых добавок в Гомельской области (ОАО «Лельчицкий агросервис») с годовой производительностью 10 000 тонн.
 
«Аграрный уклон» прослеживался в большинстве научных докладов — за исключением, пожалуй, нефте- и лесохимии. На этом направлении двумя лидерами, академиками Валентином Пармоном и директором Института химии новых материалов НАНБ Владимиром Еноковичем Агабековым, создан и работает уже 10 лет совместный Центр нефте- и лесохимических технологий. За прошедшее время он обогатился «общим имуществом» (участок совместной гидроконверсии тяжёлых нефтяных остатков и возобновляемого растительного сырья,  газохроматографический комплекс для анализа жидких продуктов, установка ректификации нефти и т.п.) и решил ряд задач по каталитическим превращениям целлюлозы и лигнина в ценные химические продукты и углеводороды для моторных топлив. В ближайшее время, по мнению Валентина Пармона, белорусские и сибирские учёные будут способны разработать принципы получения авиакеросина из растительного сырья, но не в ущерб идее переработки лигнина из биомассы различной природы — как древесной (сосна, пихта, береза, осина), так и сельскохозяйственной (солома рапса и других масличных культур, даже кукурузные кочерыжки).
 
Кстати, о кочерыжках. Исследователи из Института экспериментальной ботаники им В.Ф. Купревича НАНБ рассказали об экспериментах в области, казалось бы, весьма привычной — выращивании овощей в закрытом грунте. Однако применение «нобелевских» сверхъярких голубых светодиодов позволило выйти на конструкцию оригинального тепличного светильника. Главное достоинство нового устройства, испытанного на Минской овощной фабрике — возможность создания компактных и экономичных образцов для небольших объемов производства. Одна такая «микротеплица» для выращивания зелени и пряных трав хорошо показала себя в условиях полевого лагеря Белорусской Антарктической экспедиции. Поэтому сибиряки сразу же предложили сообща собрать ещё одну такую установку для научно-исследовательской станции СО РАН «Остров Самойловский». Разумеется, это лишь первый шаг: на заседании шла речь о возможности создания  полноценных технологий с использованием новых субстратов на основе ионообменных материалов из сибирского природного сырья, о разработке «под ключ» модулей для выращивания свежих овощей и зелени для Крайнего Севера, а также об организации производства искусственных грунтов на основе месторождений цеолитов Республики Саха (Якутия). То есть, о широком комплексе тепличной гидропоники «три в одном».
 
На выставке. Сорта картофеля.
 
Сами растения тоже становятся объектом общих исследований. Заведующий лабораторией Института молекулярной и клеточной биологии СО РАН доктор биологических наук Александр Васильевич Вершинин сделал небольшой экскурс в историю гибридизации злаковых. Учёным хотелось получить растение, сочетающее достоинства пшеницы (высокая урожайность, вкусовые качества) и ржи (стойкость к холодам, засухе и болезням, большое содержание белка и лизина). Так появилась культура тритикале (от латинских triticum — пшеница и  secale — рожь). В Белоруссии  её посевные площади занимают около 550 000 га при урожайности до 46 центнеров с гектара. Но нет предела совершенству: исследователи пошли по пути получения тетра- и пентаплоидных ржано-тритикальных гибридов, которые назвали секалотритикум. Однако на этом этапе гибридизации возникли сложности генетического плана (объяснить которые может только специалист специалисту): их нельзя назвать полностью решенными, но на три конкретных вопроса сибирские и белорусские биологи уже нашли чёткие ответы. Генетикой злаковых занимается и другой двухсторонний коллектив из сотрудников «зеркальных» институтов: в Сибирском отделении — цитологии и генетики,  в НАНБ — генетики и цитологии. Доктор биологических наук Елена Артёмовна Салина из ИЦиГ СО РАН рассказала и о других совместных исследованиях: происхождения  несиндромальной потери слуха в различных по этническому составу популяциях Сибири (Алтай, Тува, Якутия) и Республики Беларусь, а также биоразнообразия компонентов мужской фертильности в урбанизированных регионах двух республик. У демографической проблемы (особо острой в городах) есть не только социальные, но и специфические биомедицинские аспекты… 
 
А еще один новый проект сибирских и белорусских биологов, анонсированный Еленой Салиной — опять «съедобный». В РФФИ и соответствующий белорусский фонд подана заявка на совместный грант по теме «Анализ популяционной структуры аквакультурных и природных популяций стерляди Беларуси и Западной Сибири по полиморфизму контрольного района митохондриальной ДНК для объективной оценки состояния их генофонда и установления родственных связей». 
 
Гиря против бюрократии
 
Президиумы СО РАН и НАНБ работали на фоне нового витка напряженности: накануне был сбит российский Су-24. «Ситуация в мире ожесточается во многих смыслах, — сказал на следующий день академик А. Асеев. — После событий на Украине и Ближнем Востоке особо остро встают вопросы о разработках для безопасности, в самом широком понимании. В первые дни декабря пройдет научная сессия Общего собрания СО РАН, посвященная новым лекарственным средствам. Если говорить более узко, то Республика Беларусь обладает комплексом современных оборонных предприятий. Для Союзного государства это является очень важным». 
 
Александр Асеев
 
Буквально на глазах НАНБ из важного международного партнёра Сибирского отделения становилась партнёром ключевым, стратегическим. Но эта перемена автоматически не открывает все двери. На сегодняшний день основной источник финансирования межакадемических проектов — совместные гранты РФФИ и аналогичного белорусского республиканского фонда (БРФФИ). Однако, есть более высокий (и, прямо говоря, более престижный) уровень сотрудничества: научно-технические программы Союзного государства. На 2016-2020 годы таковых планируется 13, и большая часть из них соответствует либо собственным тематикам СО РАН, либо совместным с НАНБ — дистанционный мониторинг земной поверхности, наноструктурная микро- и оптоэлектроника, катализаторы, здоровое питание, регенеративная медицина, ДНК-идентификация и прочее. Члены двух президиумов решили пойти двумя путями: по предложению заместителя Президента НАНБ академика Сергея Яковлевича Килина — предпринять усилия по включению в перечисленные выше программы, а по инициативе главы СО РАН академика Александра Асеева — направить на рассмотрение руководству России и Белоруссии ещё пять «ударных» комплексных тематик. Чтобы эти замыслы были реализованы, учёные двух стран создали влиятельную рабочую группу в составе академиков Валентина Пармона, Сергея Килина, директора Института лазерной физики СО РАН академика Сергея Николаевича Багаева и руководителя аппарата НАНБ академика Петра Александровича Витязя.
 
К сегодняшнему дню накоплен багаж не только совместных достижений, но и пока не решенных (и даже не решаемых!) проблем. Едва ли не главной из них называлась разобщённость ведомственных интересов с российской стороны. «Я недавно вернулся с совместной коллегии Минобрнауки РФ и Белоруссии, — поделился Петр Витязь. — Ключевой вопрос вставал всегда один и тот же: кто будет заказчиком от России по тому или иному направлению: МОН? ФАНО? Другие структуры? Получить ответ удавалось не всегда». «Той бюрократии, которая в России зашкаливает, в Белоруссии не наблюдается», — констатировал академик А. Асеев.
 
Обогнуть чиновничьи кабинеты можно путем прямых контрактов с заинтересованными белорусскими партнерами, для чего СО РАН развернуло стенд на EXPO-RUSSIA BELARUS 2015. Выставка, правда, напоминала первые «Сибирские ярмарки» 1990-х: рядом с наукоёмкой продукцией экспонировались игристые вина, пластмассовые игрушки, милицейская форма и болты с гайками… Всё же интерес к некоторым разработкам был проявлен — к тем, которые достаточно доведены до готовности к производству. Поэтому успешно сработала компания «Вакуумные системы и электроника» (резидент технопарка новосибирского Академгородка). «Наши сотрудники — выходцы из ИЯФ, ИФП и других институтов СО РАН, — рассказала замдиректора по развитию этого предприятия Светлана Юрьевна Кузьмицкая. — У нас есть свои инженеры-физики, конструкторы, электронщики, поэтому мы способны предлагать (под заказ и готовые) вакуумные установки для магнетронного напыления, термического испарения, молекулярно-лучевой эпитаксии и имитации условий космоса». А маркетолог Института катализа кандидат химических наук Ирина Васильевна Малахова жалела, что на стенде СО РАН нет пудовой гири. С помощью этого реквизита было бы эффектно показывать прочность нити из сверхвысокомолекулярного полиэтилена, превосходящего иностранные аналоги.
 
Но сотрудничество в сфере фундаментальных и поисковых исследований — дело государственной важности и государственных же мужей. По многим аспектам совместной работы учёных Союзного государства мяч, образно выражаясь, на российской стороне площадки. И затягивать с ответными движениями не позволяет время. 
 
Андрей Соболевский
 
Фото автора и газеты НАНБ «Навука»