На конференции научных работников РАН «Настоящее и будущее науки в России. Место и роль Российской академии наук» обсуждаются варианты структурных и управленческих изменений в Академии, разрабатываемые самими учёными.
Председательствующий на заседании директор Института океанологии им. П. П. Ширшова РАН академик Роберт Искандерович Нигматулин обозначил тему дискуссии: «Говорим не о реформе РАН, а о реформе «в» РАН, подчёркиваю этот предлог». Учёный предложил не обсуждать вопросы, решение которых выходит за рамки автономных возможностей Академии — например, повышения заработной платы или финансирования исследований — и сосредоточиться на компетенциях РАН, регламентируемых её Уставом. «Академия должна перехватить интеллектуальную инициативу по её модернизации, — высказался председатель Совета молодых учёных Института физики полупроводников им. А. В. Ржанова СО РАН кандидат физико-математических наук Илья Игоревич Бетеров. — Нами должна быть предложена стратегия адаптации науки к сложным современным условиям, и разработка этой стратегии должна принадлежать разным группам научного сообщества». При этом он подчеркнул крайнюю необходимость сохранения региональных отделений РАН: «Мы в Сибири не допустим ликвидации СО РАН».
Член-корреспондент РАН Аскольд Игоревич Иванчик (Институт всеобщей истории РАН) ознакомил участников конференции с предложениями рабочей группы Совета по науке и Общественного совета Минобрнауки. Поскольку правительственный законопроект по реформе РАН предусматривает создание федерального органа (Агентства) по управлению имуществом академических институтов, то учёные хотели бы, чтобы руководство этим органом было коллегиальным, в форме Совета (Сената) из 32 ведущих учёных, лидеров научных школ и направлений. Обнародованный А. И. Иванчиком проект предполагает трехступенчатую иерархию исследователей. Научные работники РАН высшей категории работали бы по возобновляемому пожизненному контракту, а по достижении 70 лет переходили бы в статус советника РАН. Двум другим категориям учёных предложена 5-летняя и краткосрочная контрактация. «Проект рабочей группы Советов МОН» предусматривает также наличие внутри академических институтов «Центров передовых исследований РАН», которые создаются решением вышеупомянутого Сената, и имеют максимальную автономию и отдельное финансирование. Для Нижегородского, Новосибирского университетов и МФТИ А. И. Иванчик и его коллеги предлагают статус «академического», который должен давать больше возможностей для интеграции с институтами РАН, чем «исследовательский».
Группа социологов из нескольких институтов центральной части РАН провела опрос научных сотрудников Академии и сообщила о его первоначальных результатах. В течение осени их систематизируют с целью создания «портфеля предложений» по модернизации РАН, не противоречивых друг другу и не ресурсоёмких. В числе обозначенных на конференции инициатив выстроилась первоначальная система, начиная с системных решений и кончая созданием «Красной книги российской науки» — «Способные учёные, выбравшие Россию для гнездования, требуют не меньшей заботы, чем стерх».
Правда, депутат Государственной думы академик Борис Сергеевич Кашин считает обсуждение моделей внутреннего реформирования РАН несвоевременным: «Пока идёт острая фаза конфликта учёных и власти, не стоит углубляться в детали». С ним не согласен председатель Совета научной молодёжи Омского научного центра СО РАН кандидат физико-математических наук Василий Евгеньевич Кан: «Надо играть в любую игру и отжимать по максимуму».
Андрей Соболевский
Фото автора