У России есть все предпосылки для того, чтобы полностью перейти на отечественную микроэлектронику. К такому выводу пришли участники круглого стола «Разработка и производство российскими предприятиями современных ЭКБ» в рамках «Технопрома-2015».
Секретарь Межведомственного совета главных конструкторов по электронно-компонентной базе Евгений Горнев отметил, что в России используется 120 000 элементов электронной компонентной базы (ЭКБ). Как правило, это западные микросхемы, которые применяются даже в военной технике. По словам Евгения Горнева, состояние технологий уже сейчас позволяет заменить отечественными аналогами до 80% необходимых плат.
Важнейшим направлением для микроэлектронщиков являются процессоры. Сейчас активно развивается российская разработка «Эльбрус-4С». Его будут использовать в компьютерах, предназначенных для работы в сферах с повышенными требованиями к информационной безопасности.
Еще один из мировых трендов — флэш-память. Как сообщил главный научный сотрудник Института физики полупроводников им. А.В. Ржанова СО РАН доктор физико-математических наук Владимир Гриценко, ее рынок составляет 60 млрд долларов в год. Ученый напомнил, что в течение 10 лет ИФП совместно с компанией Samsung разрабатывал флэш-память на основе нитрида кремния с использованием диэлектриков. Они являются наиболее перспективным материалом для создания энергонезависимых ячеек ReRAM с нанометровыми размерами элементов. По оценке специалистов, ее внедрение — дело ближайших десятилетий.
Существующие мощности позволяют российским предприятиям производить микросхемы, соответствующие 65-нанометровому техпроцессу. Так, зеленоградский завод «Микрон» является одним из 7 предприятий в мире, способных работать на подобном уровне. К будущему году его специалисты планируют освоить 45-нанометровую процедуру и войти в шестерку ведущих изготовителей полупроводниковых изделий и материалов мире.
Также Евгений Горнев выступил за модернизацию существующих производств, потому что строительство современной фабрики по созданию электронно-компонентной базы с нуля обойдется в 5 млрд. долларов.
Однако развитие осуществляется не только за счет старых заводов. Директор по науке кластера космических технологий и телекоммуникаций «Сколково» Николай Михайлов отметил, что в России необходимо открывать дизайн-центры по проектированию микросхем. По его мнению, для быстрого внедрения разработок предприятиям нужно продумывать их коммерциализацию в максимально близкой перспективе. Докладчик также предложил создавать спин-оффы (дочерние компании) от крупных заводов. Это позволит легче получать государственное финансирование проектов. При этом не произойдет «утечки мозгов», поскольку фактически специалисты «дочек» останутся в составе получившегося холдинга.
К сожалению, микросхемы производят не только на западном оборудовании, но и с использованием зарубежных программ. Генеральный директор дизайн-центра по разработке интегральных схем и электронных модулей ООО «СибИС» Юрий Попов обозначил большую проблему: стоимость софта для проектирования деталей может достигать одного-двух миллионов долларов. Лицензию необходимо время от времени продлевать, и для небольших компаний это неподъемная сумма. Юрий Попов предложил открыть отраслевой центр, который мог бы предоставлять разработчикам удаленный доступ для работы с этим ПО.
Есть проблема и с обучением будущих микроэлектронщиков. По словам сотрудника ИФП СО РАН Александра Мясникова, необходимо создать учебный центр по подготовке проектировщиков микросхем. Там студенты смогут узнать, как обращаться с самыми современными программными пакетами, и, получив диплом, будут сразу же включаться в работу на предприятиях.
Преградить путь развитию российской микроэлектроники может банальная нехватка ключевых компонентов. Проректор по научной работе Томского государственного университета Николай Ивонин рассказал о недостаточном производстве арсенида галлия — важнейшего полупроводника, который используют при создании сверхвысокочастотных интегральных схем, светодиодов, фотоприемников и так далее. По словам Николая Ивонина, в России его практически не найти, и разработчики вынуждены искать нужный элемент в других странах. Есть проекты по созданию большого производства арсенида галлия в Саратове, но пока наиболее близким к России поставщиком может стать Белоруссия.
Павел Красин
Фото: Елены Трухиной