СО РАН как часть РАН
Академик Пармон процитировал президента РАН академика Александра Михайловича Сергеева, который отметил, что 2012—2016 годы можно охарактеризовать как холодную войну между Академией наук и Министерством образования и науки РФ. Однако эта ситуация уже отошла в прошлое: в сентябре 2017-го было избрано новое руководство РАН и ее региональных отделений.
«Основная задача нового руководства сформулирована тоже академиком Сергеевым: это отработка новой системы управления наукой в рамках действия Федерального закона РФ № 253-ФЗ», — сказал Валентин Пармон.
Кроме того, в 2018-м году ожидается несколько законодательных событий, очень важных для РАН, в которых члены Академии наук должны принимать активное участие. Во-первых, это коррекция упомянутого ФЗ-253, который уже находится на рассмотрении в Государственной думе РФ. Во-вторых, сейчас идет обсуждение Закона о науке, научно-технической и инновационной деятельности в России, который подготовлен Минобрнауки. «Официально проект закона еще не внесен, но он находится на обсуждении как в Госдуме, так и в Совете Федерации», — отметил академик Пармон.
Еще один очень значимый момент — подготовка нового Закона о РАН. По словам председателя Сибирского отделения, здесь потребуется внести поправки в Гражданский кодекс РФ, потому что государственная академия наук оказалась не прописанной в нем.
Наконец, по поручению президента РФ Владимира Путина сформированы семь научно-экспертных советоа по приоритетам Стратегии научно-технологического развития России. Эти советы будут наделены большими полномочиями. Валентин Пармон перечислил ученых СО РАН, которые вошли в эти структуры: академики Валерий Иванович Бухтияров и Сергей Владимирович Алексеенко (совет «Переход к экологически чистой и ресурсосберегающей энергетике, повышению эффективности добычи и глубокой переработке углеводородного сырья, формирование новых источников, способов транспортировки и хранения энергии», руководитель академик Владимир Евгеньевич Фортов); член-корреспондент РАН Дмитрий Владимирович Пышный (совет «Переход к персонализированной медицине, высокотехнологичному здравоохранению и технологиям здоровьесбережения, в том числе за счет рационального применения лекарственных препаратов, прежде всего антибактериальных», руководитель академик Александр Александрович Макаров); академик Иван Федорович Храмцов (совет «Переход к высокопродуктивному и экологически чистому агро- и аквахозяйству, разработка и внедрение систем рационального применения средств химической и биологической защиты сельскохозяйственных растений и животных, хранение и эффективная переработка сельскохозяйственной продукции, создание безопасных и качественных продуктов питания», руководитель Ирина Михайловна Донник) и член-корреспондент РАН Валерий Анатольевич Крюков (совет «Связанность территорий Российской Федерации за счет создания интеллектуальных, транспортных и телекоммуникационных систем, а также занятие и удержание лидерских позиций в создании международных транспортно-логистических систем, освоение и использование космического и воздушного пространства, Мирового океана, Арктики и Антарктики», руководитель академик Михаил Асланович Погосян).
«Кроме того, есть еще и восьмой приоритет, напрямую касающийся нас, — «Фундаментальные исследования, обусловленные внутренней логикой развития науки, обеспечивающие готовность страны к большим вызовам, еще не проявившимся и не получившим широкого общественного признания, возможность своевременной оценки рисков, обусловленных научно-технологическим развитием». Собственно, фундаментальные и поисковые исследования — это основная наша деятельность», — сказал председатель СО РАН.
Академик Валентин Пармон перечислил ряд проектов национальной и общемировой значимости с участием СО РАН: создание производства импортозамещающих катализаторов для нефтеперерабатывающей и нефтехимической промышленности, два мегапроекта — Национальный гелиогеофизический центр и Сибирский агробиотехнопарк.
СО РАН как Сибирский наукополис
«Если охарактеризовать задачу в целом, то это закрепление позиций СО РАН как лидирующего и наиболее интегрированного центра фундаментальных и поисковых исследований в России, — обозначил основной приоритет отделения Валентин Пармон. — Я напомню: уже достаточно привычным стало выражение, что научной столицей России является Новосибирск. Впрочем, это относится ко всему конгломерату научных организаций, всему СО РАН, как мы сейчас говорим — Сибирскому наукополису».
Как отметил академик Пармон, есть круг задач, без решения которых у СО РАН нет будущего. Это прежде всего проведение исследований — фундаменальных, поисковых и прикладных, реально востребованных обществом. Второе — междисциплинарность научных работ. Кроме того, обязательным условием является развитие исследовательской и инновационной структуры и, безусловно, поддержка научной молодежи.
«Если говорить про 2018 год, то в число вопросов особой значимости для СО РАН входит коррекция Стратегии развития Сибирского макрорегиона», — сообщил Валентин Пармон. Кроме того, существует ряд проблем, для решения которых требуется повышенное к ним внимание и координация — для ее осуществления, в частности, можно пойти путем уже отработанных систем создания комплексных программ научных исследований (КПНИ) институтов.
В числе этих важных проблем академик Пармон назвал, например, создание мощных стендов для исследований по отработке возможностей повышения нефтеотдачи Баженовской свиты. Кроме того, сейчас идет строительство Национального гелиогеофизического центра — требуется готовить его пользователей. Вопросы, связанные с экологической обстановкой на озере Байкал, так или иначе решаются, однако, по словам председателя СО РАН, необходимы усилия всего Отделения. «Очень болезненной проблемой для нас являются исследования в Арктической зоне России, — сказал Валентин Пармон. — Как оказалось, несмотря на то, что основная территория Арктики находится в зоне нашей компетенции, мы оказались отодвинутыми. Туда надо возвращаться!». Еще один проект, который будет поддержан и руководством ФАНО, — разработка и создание импортозамещающих реактивов для проведения биологических, химических и медицинских исследований, сейчас идет подготовка КПНИ в этой области. «Помимо этого нужно корректировать программу Второй якутской комплексной экспедиции, необходимо также активизировать международную деятельности, — перечислил председатель СО РАН. — Ну и, наконец, мы должны подготовиться к конкурсу междисциплинарных и международных проектов в рамках госбюджетного финансирования на 2019 год».
Что касается задач объединенных ученых советов СО РАН на 2018 год, то одну из них ОУСы уже практически выполнили — это отработка системы экспертиз и отчетов по госзаданиям. «В ближайшее время придется отрабатывать систему экспертиз и коррекции планов госзаданий с приоритетным включением в них заданий по междисциплинарным и международным интеграционным проектам, а также проектам, которые реализуют приоритеты Стратегии НТР и приоритеты СО РАН, — прокомментировал академик Пармон. — К сожалению, до сих пор нерешенным вопросом является отработка системы взаимодействия с вузами и научными организациями Сибирского макрорегиона. Впрочем, у нас сделан шаг вперед, в работе многих ОУСов принимают участие представители вузов и неакадемических научных структур Сибири».
Задачи для развития Новосибирского научного центра
«Как известно, поставлена задача разработки концепции стратегии развития всех региональных научных центров СО РАН с целью создания на их основе центров притяжения высококвалифицированных специалистов. Кроме того, Новосибирская и Томская область обозначены президентом РФ в качестве пилотных регионов с особо высокой концентрацией научного потенциала для реализации этой стратегии, — сказал председатель Сибирского отделения, добавив, — но мы тут между собой не конкуренты».
В этом направлении вырисовывается особая роль Новосибирского научного центра. СО РАН вместе с администрацией Новосибирской области интенсивно работает над конкретной программой развития ННЦ. «Один из главных элементов, которые находятся на обсуждении, — развитие Академгородка, — отметил Валентин Пармон. — Предполагается, что здесь могут быть размещены наиболее крупные центры коллективного пользования. Их строительство, мы надеемся, будет поддержано руководством РФ, особенно после того, что было сказано Владимиром Путиным во время его визита к нам».
В числе планируемых ЦКП (кроме уже анонсированного центра на основе источника синхротронного излучения), по словам Валентина Пармона, есть еще несколько: для особых энергоемких научных работ (в том числе относящихся к обороне и безопасности); для отработки газовых турбин в интересах экономики России; для направления микроэлектроники и для генетических исследований.
«Предполагается и развитие объектов социальной инфраструктуры, — сообщил Валентин Пармон. — Администрация НСО оказывает максимальное содействие и в отработке технического задания на совершенствование транспортной инфраструктуры вокруг ННЦ, это тоже находится в процессе обсуждения». Однако самый главный вопрос, который обозначил председатель СО РАН, — насколько оперативной и крупной может быть финансовая поддержка этих проектов, потому что они затронут и интересы бюджетов разных организаций и разных уровней.
«Основной задачей является следующая: академгородки и научные центры СО РАН должны стать центрами притяжения, центрами будущего, — сказал академик Пармон. — Нужно предусмотреть уникальную научную, а также образовательную, социальную и инновационную инфраструктуры, ориентированные на 30—50 лет вперед».
«Наука в Сибири»
Фото Юлии Поздняковой (2, 3), Екатерины Пустоляковой (1)