Научный руководитель Института катализа им. Г.К. Борескова СО РАН академик Валентин Николаевич Пармон на ближайшие 5 лет выбран председателем Сибирского отделения РАН Общим собранием СО РАН в Москве 27 сентября, став после этого и одним из вице-президентов Российской Академии наук. Главным ученым секретарем Сибирского отделения тогда же был избран директор Института теплофизики им. С.С. Кутателадзе СО РАН член-корреспондент РАН Дмитрий Маркович Маркович. «Новое руководство всей Российской Академии наук намного сильнее, чем предыдущее, ориентировано на регионы, — считает В.Н. Пармон, — начиная с того, что ставший президентом РАН академик Александр Михайлович Сергеев родился, учился и всю жизнь работал в Нижнем Новгороде. Уникальна ситуация, когда буквально на следующий же день после выборов его утвердил в должности глава государства. Это показывает решимость Владимира Владимировича Путина идти вместе с Академией, возглавляемой сравнительно молодым и “региональным” лидером».
Валентин Пармон отметил, что СО РАН сегодня наделено высокой ответственностью при ограниченной свободе маневра: «Не надо думать, что у Академии очень много власти. Мы работаем в изменившемся законодательном поле при так и не реализованной до конца новой модели управления наукой. У Сибирского отделения РАН нет, как до 2014 года, собственной строчки в госбюджете Российской Федерации, и мы, не имея прежних рычагов воздействия, обязаны выполнять все возложенные на нас обязанности — по научно-методическому руководству НИИ и вузами, экспертизе крупных государственных проектов, пропаганде науки и так далее». Новый председатель СО РАН отметил, что Федеральный Закон № 253 «О Российской Академии наук…», безусловно, нуждается в существенных поправках, но выдвигать их следует от лица всей РАН — поэтому соответствующих предложений не было в программе академика В. Пармона как будущего председателя СО РАН. «Нам нужно, прежде всего, налаживать жизнь здесь, в Сибирском отделении», — отметил он.
Валентин Пармон и Дмитрий Маркович считают одной из первоочередных задач Сибирского отделения РАН восстановление в полном объеме координирующих функций 11-ти Объединенных ученых советов (ОУС) СО РАН по направлениям наук. «Они должны играть главную роль в научно-методическом руководстве учреждениями ФАНО и Минобрнауки, обосновании и планировании перспективных исследований, экспертизе проектов, решении кадровых вопросов», — считает новый председатель Сибирского отделения. «Мы являемся одной командой, — дополнил Д.М. Маркович, — в составе которой моей обязанностью, прежде всего, является организация работы ОУСов — структур, которые следует нацелить на выполнение основных функций по научному руководству институтами, на формирование согласованных позиций по взаимодействию с индустрией».
Новые руководители СО РАН считают, что оно должно еще больше внимания уделять актуальным задачам технологического развития России. «Институты Сибирского отделения создавались не для “удовлетворения личного любопытства за казенный счет“ как шутил академик Лев Арцимович, а с целью решения конкретных задач, в том числе по линии обороны и безопасности, а также комплексного исследования минеральных и биологических ресурсов Сибири, обеспечения здоровья», — напомнил Валентин Пармон. В качестве примера координирующей функции СО РАН в новых условиях было названо создание перспективного гражданского авиадвигателя ПД-35. «Здесь видится множество задач для математиков, механиков, физиков, химиков, материаловедов и многих других», — отметил Дмитрий Маркович. «Для Объединенной двигательной корпорации не интересно заключать множество договоров с институтами разного профиля, — дополнил В.Н. Пармон. — Промышленности нужен единый партнер, интегратор и координатор, каковым Сибирское отделение может выступать по различным отраслям: не только машиностроению, но также электронике, нефтегазодобыче, нефтехимии и многим другим». Новый председатель СО РАН отметил в этом плане один конкурентный недостаток: «У нас нет федерального статуса, мы территориально далеки от Москвы, зато есть важное преимущество — нам доверяют как исследователям, как высококлассным специалистам и как людям, умеющим доводить дело до конца».
Другой важнейшей задачей Сибирского отделения и всей Академии наук главный ученый секретарь СО РАН Дмитрий Маркович обозначил популяризацию науки: «Предшествующее руководство РАН здесь, вероятно, недорабатывало. Если бы науке на федеральных телеканалах уделялось такое же внимание, как большому спорту, отношение к ней общества и власти было бы совсем другим». Руководители СО РАН вслед за новым президентом Академии наук Александром Сергеевым считают необходимым стимулировать информационную активность научных организаций, обеспечить их открытость для журналистов.
У приступающего к работе обновленного руководства СО РАН сложился взгляд на будущность региональных научных центров. «Тот вариант, что реализован в Красноярске, позволил полностью сохранить целостность научной организации, обойтись практически без потерь, — отметил академик В. Пармон. — Красноярская модель позволяет сохранить в одних руках и материальный комплекс, и рычаги управления. Фактически здесь восстановлена система организации науки образца 1960-х годов… В других научных центрах реструктуризации еще не проведена, и она должна стать результатом конструктивного компромисса… Соответственно, нужно проводить не управленческие решения сверху, а прислушиваться к голосам с мест».
«Что касается Новосибирского научного центра, то здесь ситуация намного более сложная, — продолжил председатель СО РАН. — В других регионах центры были и остаются обособленными юридическими лицами, в Новосибирске же по различным причинам до этого никогда не доходило, здесь исторически существуют самостоятельные научно-исследовательские институты и отдельно от них — Сибирское отделение как таковое. Нет единой организации — нет возможности создания единого управленческого пространства. В Академгородке, если говорить о земельных ресурсах и объектах инфраструктуры, сегодня есть четыре “больших хозяина“. Это по-прежнему Сибирское отделение РАН, а также ФАНО, Минобрнауки в лице НГУ, Новосибирская область и муниципалитет».
Академик Валентин Пармон считает осуществимым один из пунктов своей программы — о создании на фундаменте «неформализованного» Академгородка многоотраслевого интегрированного научного центра федерального уровня. Правовой основой для создания такой мегаструктуры глава СО РАН видит Федеральный Закон «О технологических долинах»: «Под этот документ нужно подстраиваться, — считает В.Н. Пармон. — Сегодня в контур Новосибирского научного центра включены и аграрный академгородок Краснообск, и микробиологический наукоград Кольцово, и комплекс Отделения медицинских наук. Задачу объединения надо решать сообща. Но одним скачком этого не добиться».
Говоря о насущных проблемах Академгородка как такового, руководители СО РАН отметили недостаток доступных спортивных (и в целом развивающих) учреждений для детей, а также современных гостиницы и конгресс-центра. «У нас есть прекрасный Дом Ученых, — поделился Валентин Пармон, — но там один большой зал и ряд совсем маленьких комнат, тогда как современный формат предусматривает наличие вблизи зала для пленарных заседаний нескольких помещений под одновременную работу по секциям». «Надеяться, что государство выделит средства на строительство этих объектов, несерьезно, — акцентировал В.Н. Пармон, говоря о конгресс-центре и гостинице. — Нужно кооперироваться с частным бизнесом, но при этом внимательно отслеживать интересы науки».
Подготовил Андрей Соболевский
Фото Юлии Поздняковой