Женское дело

Цель международного проекта L’OREAL-UNESCO «ForWomeninScience» — доказать, что нет такого понятия как «неженское дело». Для этого уже десятый год проводится вручение премии женщинам-ученым. Уже традиционно в этом году в  числе её лауреаток — две сотрудницы институтов СО РАН: Лидия Кибис и Екатерина Грайфер, которые рассказали «Науке в Сибири» о своих исследованиях. 

Программа «Для женщин в науке» реализуется в России с 2007 года при участии Российской академии наук, Комиссии Российской Федерации по делам ЮНЕСКО и является частью международного проекта L’OREAL-UNESCO «ForWomeninScience». По условиям соискательницами стипендии могут стать женщины-ученые, кандидаты и доктора наук в возрасте до 35 лет, работающие в российских научных институтах и вузах по следующим дисциплинам: физика, химия, медицина и биология. Критериями отбора являются научные успехи кандидата, значимость и практическая польза проводимых им научных исследований, а также желание продолжать научную карьеру в России. Размер стипендии — 500 000 рублей.
 
Лидия Сергеевна Кибиc, кандидат химических наук, научный сотрудник Института катализа им. Г.К. Борескова СО РАН:
 
 Лидия Кибис— Я и мои коллеги занимаемся исследованием свойств гетерогенных катализаторов для процессов окисления. В первую очередь мы работаем с катализаторами на основе благородных металлов (платина, палладий, родий и так далее).Они используются для дожигания выхлопных газов автомобилей, очистки воздуха в помещениях и так далее.Мы пытаемся разобраться, как работают эти системы, что нужно сделать для усовершенствования их свойств, и сформулировать рекомендации для синтеза катализаторов с наилучшими характеристиками. Также, поскольку это дорогие элементы, важно подобрать их более дешевые аналоги, чтобы существенно сократить стоимость катализаторов. Замещение драгоценных металлов более дешевыми элементами — очень актуальное направление исследований во всем мире в настоящий момент. 
 
Я начала свою научную работу еще во время обучения в университете, присоединившись к экспериментам по исследованию модельных каталитических систем. Реальные катализаторы — сложный комплекс, состоящий из множества компонентов, и зачастую трудно однозначно определить роль каждого из них. Гораздо проще начинать с исследования, например, монокристаллов или наночастиц активного компонента катализатора. На модельных системах можно проводить анализ, избегая влияния таких факторов, как наличие примесей, перенос образцов через атмосферу и так далее. При исследовании модельных систем нам удалось детально изучить каталитические свойства состояний металлов в высоких степенях окисления и показать их высокую каталитическую активностью в реакциях при низких температурах. Сейчас мы активно используем эти результаты для целенаправленного синтеза катализаторов, содержащих такие активные состояния. 
 
Премия присуждается за «научные успехи, значимость и практическую пользу проводимых научных исследований». Думаю, в моем случае определяющую роль сыграло количество статей и их цитируемость. Дело в том, что мы проводим фундаментальные исследования, которые всегда остаются востребованными, несмотря на то, что сейчас внимание смещается в область решения прикладных задач. Ученые в России и мире активно используют наши результаты при анализе свойств своих каталитических систем.
 
Надо сказать, что я не чувствую какой-то дискриминации или в принципе разного отношения к женщинам и мужчинам в науке — к счастью, в XXI веке мы можем спокойно участвовать в научном процессе. Возможно, для многих женщин главным по-прежнему остается семья, в каком-то смысле мы менее амбициозны, поэтому приятно, что есть премия, которая поддерживает женщин, ведь наша история в науке все-таки пока не так богата. 
 
Мне нравится моя работа, область исследований: катализ объединяет и физику, и химию, и математику, а научная деятельность дает свободу, возможность развиваться в направлении, которое кажется нужным и важным. 
 
Екатерина Дмитриевна Грайфер, кандидат химических наук, научный сотрудник Института неорганической химии им. А. В. Николаева СО РАН:
 
 Екатерина Грайфер— Мне присудили премию за разработку подходов к получению и модификации функциональных свойств неорганических материалов со слоистой и цепочечной структурой. Если говорить более конкретно, то наша работа началась с получения графена. Исследования в этой области стали популярны после 2010 года, когда Нобелевской премией по физике наградили ученых, механически отщеплявших от графита единичный слой графена. В это время я обучалась в аспирантуре и работала в коллективе, члены которого одними из первых в России занялись химическими методами исследования графена. Они расслаивали массивный материал до нанолистов, смотрели, как он образуется и какими свойствами обладает.
 
Мы работаем с растворной химией — жидкофазными процессами расщепления. То есть, если бросить гидрофобный графит в воду, он там так и останется лежать, а наша работа была направлена на то, чтобы перевести его в коллоидное состояние, при котором не происходит полное растворение, вместо этого в жидкости остаются плавать крошечные частицы вещества, в данном случае — графена. 
 
Это достигалось разными методами. Один из вариантов — ультразвуковая обработка особого вида графита в определенных жидкостях (важно было подобрать среду с нужными параметрами). Также можно использовать химическое воздействие агрессивными реагентами (например, кислотами) или гидротермальными методами, такими как кипячение — после подобной обработки на графитовых частичках образуются гидрофильные функциональные группы, способствующие переходу в коллоидное состояние. Далее можно отфильтровать получившийся раствор и получить тонкую, в несколько микрон, пленку — то, что мы называем графеновой бумагой, её даже можно подержать в руках. 
 
Интересно, что подобные подходы возможно использовать для расщепления других неорганических материалов, например, халькогенидов молибдена — широкого круга соединений, которые состоят из слоев и цепочек. 
 
Я люблю свою работу потому, что это творческая деятельность. Мы проводили исследование вместе с коллегами, и я благодарна им за помощь в получении этой премии. Сегодня для женщин в науке все пути открыты, я ни разу не сталкивалась с дискриминацией. Другой вопрос, что у девушек часто бывают другие приоритеты, а такая стипендия может кого-то привлечь, заинтересовать серьезной наукой. 
 
Подготовила Наталья Бобренок
 
Фото предоставлены исследовательницами