По мнению участников конференции, целый ряд обсуждаемых проблем не может не вызывать тревоги. Ученые продолжают повторять: тогда, когда Монголия и Китай активно развивают приграничные территории, демонстрируя высокие темпы экономического роста, Россия фактически стоит на месте, в то время как стагнация ее регионов, примыкающих к другим странам, очень опасна. Выходом из сложившейся ситуации специалисты видят систему рентных доходов, которые могли бы направляться в те или иные районы, сопредельные иностранным государствам.
«Процессы трансграничного сотрудничества зачастую развиваются стихийно, не всегда должным образом обеспечивая баланс общих и региональных интересов», - считают Евгений Водичев, а также сотрудник ИПРЭК СО РАН доктор экономических наук Ирина Петровна Глазырина и доктор географических наук Бэлла Александровна Красноярова из ИВЭП СО РАН. В их совместном докладе отмечается отсутствие системного видения и использования тех преимуществ, которые обеспечены самим положением близких друг к другу районов разных стран. «Еще четверть века назад территории, разделяющие Россию, Китай и Монголию, рассматривались почти исключительно с точки зрения военно-стратегических интересов. Однако в настоящее время они получили функцию контактных зон, призванных стимулировать социально-экономические, политические и социокультурные взаимодействия», - говорит Евгений Водичев. По его мнению, ведущую роль в таких взаимодействиях призваны играть именно регионы, тем более, что для этого во многих случаях существует основа в виде единых природных комплексов. Для приграничных областей, краев и республик России их значение в процессе сотрудничества очень важно. «Стратегия развития должна быть направлена на выравнивание по территории не производств, но базовых показателей уровня жизни», - уверены ученые, указывая на неоднородность социально-экономического пространства. Отметив рост практически всех важнейших показателей, отражаемых статистикой, специалисты, тем не менее, указывают, что нельзя твердо заявлять об успешном прогрессе Сибири и Дальнего Востока. В частности, одной из главных причин этого ученые называют сложившиеся неформальные институты, в частности, сращивание власти и бизнеса, являющиеся скорее барьерами, чем стимулами развития регионов. Даже развитие инфраструктуры нередко не является способствующим фактором: оно нередко ориентировано на нужды конкретных компаний. «Не отрицая значимости таких проектов хотим подчеркнуть, что вся задача к этому не сводится, - утверждает Евгений Водичев. – Необходимо обеспечить выравнивание на базовом уровне жизни, что для восточных областей страны чрезвычайно актуально, так как существующий перепад приводит к интенсивному миграционному оттоку».
Если говорить о вопросах, связанных с использованием речных бассейнов (проблема питьевой воды в азиатской части земного шара стоит достаточно остро), то здесь, как считают ученые, тоже необходимо принимать меры государственного уровня. Несмотря на наличие значительного числа соглашений между отдельными странами, на практике остаются еще и нерешенные моменты. Например, организация комплексного мониторинга не только в районе русел рек, но и на всей площади водосбора, а также, что не менее важно, прояснение законодательных основ трансграничного сотрудничества. Последнее было проанализировано в докладе заведующей лабораторией Института водных и экологических проблем СО РАН доктора географических наук Бэлы Александровны Краснояровой на примере взаимоотношений России и Казахстана. Назвав документы, регламентирующие использование «совместных» водных артерий, она отметила: это, тем не менее, является одним из слаборазрешенных вопросов.
«Затруднения возникают из-за несоответствия соответствующих кодексов государств, что осложняет проведение скоординированных действий по управлению и охране трансграничных речных бассейнов», - говорится в докладе ученого. Если речь идет об Иртыше, то дело осложняется нежеланием Китая налаживать трехстороннее сотрудничество. «Несмотря на действующие соглашения, аспекты контроля качества воды, предупреждения их загрязнения и некоторые другие становятся камнем преткновения при ведении переговоров с китайской стороной по вопросам, связанным с этой рекой», - констатирует Бэлла Красноярова.
В ходе конференции состоялась научная сессия, посвященная итогам первого года работ по партнерскому проекту и прошедшая под руководством его научного координатора академика Михаила Ивановича Эпова. На совещании были представлены отчеты всех НИИ СО РАН, участвующих в общей работе. Большой интерес аудитории вызвала презентация сотрудников Тихоокеанского института географии ДВО РАН, которые представили обширную картографию и предложили использовать свои методические наработки по бассейну реки Амур для других трансграничных речных бассейнов азиатской части России. Эта же линия была продолжена в выступлении исследователей из ИГ СО РАН, но уже на основе представления собственных картографических массивов, подготовленных с использованием ГИС-технологий. Участники совещания согласовали планы работы и договорились о принципах координации действий на перспективу. Выразив удовлетворение итогами стартового этапа, академик М.И. Эпов подчеркнул: «Интеграционный проект – не сумма работ, сделанных в отдельных институтах. Это результаты исследований, проведенных по единой программе и в рамках общих методик. Этого принципа необходимо придерживаться и в дальнейшем».