Белый праздник длиною в месяц

9 марта заканчивается Новый год… по буддийской традиции. Точнее, подошел к финалу месяц празднования, начавшийся 9 февраля и вместивший в себя различные обряды и другие события. Сагаалган — так называют это торжество, которое отмечают и наши соотечественники, например, буряты. 

Люди в национальных костюмах во время Сагаалгана, 2013 год.
 
«В советские годы праздновать его было запрещено, так как он считался праздником религиозным, — говорит научный сотрудник лаборатории гуманитарных исследований НИЧ НГУ кандидат исторических наук Дарима Цыденовна Цыденова. —  Сагаалган возродился в 1989 году в Республике Бурятия и был признан официальным. Впрочем, во времена СССР обряды все же исполнялись — тайно. Я помню, как в детстве мои родители и бабушка говорили: наступил день Сагаалгана. Наверное, из-за того, что его тогда не отмечали пафосно, как сейчас, я, подобно многим детям того времени, не придавала этому значения. Осознание и ощущение праздника пришло, когда его начали справлять массово». 
 
Исследовательница отмечает, что это один из самых важных дней в жизни бурят и всех монголоязычных народов, живущих на территории России. Сагаалган тесно взаимосвязан с буддизмом, с молебном «Монлам Ченмо», посвященном 15 чудесам, продемонстрированным Буддой в борьбе с противниками веры. Кстати, некоторые ученые полагают: древние монголы праздновали Новый год осенью, а позже, как свидетельствуют исторические источники, внук Чингисхана Хубилай перенес действо с осени на весну, предположительно, переняв эту традицию у китайцев.
 
Сагаалган тесно привязан к лунному календарю, мигрируя между концом января и серединой марта, чтобы попасть на первое весеннее новолуние. Саму дату первого дня (как указывалось раньше, праздник длится почти месяц) подсчитывают буддийские священнослужители-астрологи по специальным таблицам, причем в разных странах она не всегда совпадает из-за разницы в календарном исчислении. 
 
Сюжет из театрализованного действия во время Сагаалгана в поселке Агинское.  2008 год.
 

Марко Поло сделал описание Нового года времени Хубилая: «Год у них начинается в феврале; великий хан и все его подданные празднуют вот как: по обычаю все одеваются в белое, и мужчины и женщины, всякий как может. Белая одежда почитается у них счастливой, поэтому они и делают это, одеваются в белое, чтобы во весь год было счастье и благополучие… Приносят ему большие дары… чтобы во весь год у великого хана богатства было много и было бы ему радостно и весело. Скажу вам ещё, князья и рыцари, да и весь народ друг другу дарят белые вещи, обнимаются, веселятся, пируют, и делается это для того, чтобы счастливо и по добру прожить весь год. В этот день, знайте ещё, дарят великому хану более ста тысяч славных и дорогих белых коней. В этот же день выводят пять тысяч слонов под белыми, зверями и птицами вышитыми, попонами; у каждого слона на спине по два красивых и дорогих ларца, а в них посуда великого хана и богатая сбруя для этого белого сборища. Выводят еще многое множество верблюдов; они также под попонами и навьючены всем нужным для дара. И слоны, и верблюды проходят перед великим ханом, и такой красоты нигде не видано! …А когда великий государь пересмотрит все дары, расставляются столы, и все садятся за них… А после обеда приходят фокусники и потешают двор, что вы уже прежде слышали; когда всё это кончится, идут все к себе домой».

 
Действительно, Сагаалган, как и отмечал знаменитый итальянский путешественник, тесно связан с белым цветом и белой пищей. Как правило, это яства из молока и его производных: молочная пенка, творог или лакомство из него с добавлением сметаны и молотой черемухи. А буряты полагают, что само название праздника вмещает фразеологизм, по-русски переводимый как  «перешагнуть время» — то есть вступить из старого года в новый. 
 
«Сагаалган делится на три периода, — рассказывает Дарима Цыденова. — Первый этап включает в себя подготовку к торжеству. Если говорить о бытовом уровне, то это уборка в доме, а в сельской местности — и на территории усадьбы.  Мужчины чистят коней и конскую сбрую, женщины заготавливают угощение: лепят традиционные буузы, делают бовы — небольшие пончики, жареные во фритюре. Необходимо выбросить всё старое и ненужное, а также окурить благовониями домочадцев, скот и все постройки. Самым главным украшением жилища является буддийский алтарь. К Новому году его открывают, убирают, по порядку раскладывают специальные чашечки, наполняя их определенной пищей, и возжигают ритуальные масляные лампадки». 
 
Буддийский алтарь, подготовленный к Сагаалгану,  2008 год.
 
Кроме того, до наступления Сагаалгана верующие стараются посетить буддийский дацан, чтобы узнать прогноз на будущий год. Священнослужители-астрологи  по году рождения, исходя из восточного летоисчисления,  формируют календарь  и дают рекомендации: как себя вести, чего остерегаться, какие молебны заказывать. «Люди стараются придерживаться этих советов, — отмечает Дарима Цыденова. — В храм с этой целью приходят самые старшие в семье: родители или старшие братья и сестры. Они вносят имена всех домочадцев в списки специальных богослужений ради обеспечения здоровья и удачи. Кроме того, в канун Нового года в дацанах проводятся различные общие молебны, цель которых — привнесение блага всем живущим». 
 
За два дня до первого дня празднования в храмах проводится ритуал, посвященный очищению от всего плохого. Он называется «Дугжууба» и призван избавить людей от 64 злых духов, приносящих несчастья, болезни и даже смерть.
 

«В сборниках буддийских обрядов перечисляются все несчастья, от которых защищает обряд: 404 болезни, вызываемые нарушением баланса ветра, желчи, слизи; 18 видов психических и нервных заболеваний; 15 детских болезней, причиняемых 15 детскими чертями; 360 причин нарушения душевного равновесия, вызывающих обострения чувства страха, похоти и гнева; 64 скоропостижных бедствия, внезапных заболевания и смерти; 8 видов преждевременной смерти, когда предназначенный срок жизни еще не истек; 20000 дурных последствий прежних деяний», — перечисляет Дарима Цыденова.

 
Для того, чтобы в наступающем году быть избавленным от подобных негативных вещей, накануне «Джуугбы» люди дома обтираются кусочком теста из муки и воды. Затем приносят его в дацан и кладут в «заготовку» ритуального костра. Затем, перед Сагаалганом, эти костры зажигают — соответственно, уничтожая и все перечисленные несчастья. Для более глобального действа, затрагивающего не только конкретного человека, но и общину в целом, в огонь также помещается «соор» — высокая пирамида из реек, бумаги и теста с черепом на самой вершине. «Это магическое оружие, которое при помощи заклинаний, произносимых ламами, как верят, становится мощной силой», — говорит Дарима Цыденова. Она добавляет, что обрядовые костры жгут только на территории дацанов — самостоятельно, около дома, так делать нельзя.
 
Бурятский «Ёхор»  во время Сагаалгана. Поселок Агинское, 2008 год.
 

В более возвышенном смысле сжигание жертвенной пирамидки означает избавление от неведения, которое, по буддийской философии, является одним из главных препятствий на пути к просветлению.

 
В ночь перед Сагаалганом верующие посещают молебны, которые посвящены богине Лхамо, покровительнице не только буддизма, но и детей. «Считается, что на следующее утро она облетает всю землю, пересчитывая живые души, и необходимо было рано вставать и встречать ее, — комментирует Дарима Цыденова. — Старшие в семье — как правило, женщины — выходят на улицу и совершают окропление молоком, молясь о том, чтобы всех сопровождала удача в жизни». 
 
Наконец, праздник наступил! Утром, помимо обряда почитания Лхамо, нужно совершить кормление огня — в этом ритуале участвуют все члены семьи. «В день Сагаалгана принято обходить друг друга с поздравлениями и обмениваться дарами — они могут быть символическими, в виде ритуального шарфа или же чая, сладостей. К существенным подаркам относятся рубашки для мужчин и платки для женщин, — рассказывает Дарима Цыденова. — Кроме того, люди стараются навестить самых старых представителей рода. Вообще, дети, отделившиеся от родителей, ездят к ним если не в этот день, то, по крайней мере, в течение праздничного месяца». 
 
Не последнее место занимает, конечно, угощение. Сначала гостям предлагают традиционный зеленый чай с молоком, затем — белую пищу, ну а потом можно приступать и к основной еде. В качестве таковой выступало мясо: причем, хозяин сам оделял присутствующих, начиная с самых уважаемых гостей. «Лучшим, почетным куском мяса считается грудинка, — отмечает Дарима Цыденова. — Она варится накануне Сагаалгана, ею оделяют божеств и духов, а затем ставят на стол как освященную пищу и едят». 
 
Презентация блюд бурятской кухни во время празднования Сагаалгана в Новосибирске. 20 февраля 2016 года.
 
Отметив Новый год, в последующие дни буряты совершают обряд вывешивания ритуального флажка хии морин, который буддистами понимается как воздушный крылатый конь, притягивающий удачу. Такие фрагменты ткани, украшенные изображениями животного и молитвами на санскрите, помещались в ограде, в месте, подсказанном ламой-астрологом. Снимать эти флажки не следует — они должны сами когда-нибудь развеяться на ветру. 
 

«В обыденной речи бурят главной фразой для характеристики времени года, когда идет праздник, служит слово «перезимовать». Моя бабушка при наступлении весны всегда произносит фразу: «Наконец-то мы перезимовали». В детстве я не совсем понимала смысла этого. Думала — ну ничего особенного, закончилась зима. Осознание пришло уже во взрослом возрасте. Как же было тяжело нашим предкам пережить это время года в суровых кочевых условиях! Необходимо прокормить и сохранить скот, который являлся главным источником существования, средством передвижения и одним из смыслов бытия кочевника. Теперь я понимаю, какое глубокое чувство вкладывает в слово «перезимовать» моя бабушка», — делится Дарима Цыденова.

 
В течение всего лунного месяца Сагаалган празднуется, конечно, лишь буддийскими ламами, которые в определенные дни читают молебны. В последний, замыкающий день, также есть завершающая служба в дацане, но среди мирян обрядового действа как такового нет. 
 
Надо отметить, что с 2008 года в Республике Бурятия Новый год по лунному календарю отмечается фестивалем «Сказочный Сагаалган Бурятии». Проводятся различные мероприятия, конкурсы среди девушек и юношей, которые демонстрируют свои знания в области обычаев и языка, национальные наряды. Кроме того, идут и спортивные состязания, например, по разбиванию кулаком хребтовой кости крупного рогатого скота. 
 
«Этот праздник для модниц — один из поводов нарядиться в национальную одежду, что в последнее время стало очень популярно. Шьют ее на заказ, — рассказывает Дарима Цыденова. — Также набирает популярность глобальный флэш-моб «Ёхор». Его суть состоит в том, что буряты, живущие в разных точках планеты, собираются в своих городах и танцуют национальный танец. Снимают ролики на видео, выкладывают его в интернете и отправляют запись в оргкомитет праздника. В нынешнем году в преддверии Сагаалгана в этом флэш-мобе приняли участие люди из 13 точек планеты, в том числе, из-за рубежа  — Франции, США, Японии и Китая». 
 

С Сагаалганом хорошо уживаются светские и даже христианские торжества: и Рождество, и Новый год, и масленичные хороводы. «Получается один большой праздник — начиная с 31 декабря и заканчивая концом февраля», — улыбается Дарима Цыденова.

 
Екатерина Пустолякова
 
Фото предоставлены Даримой Цыденовой