«Домовые мы. Счастье в дом приносим»

Не нужно путать соседа и суседку. Первый обладает рядом отличительных признаков: в первую очередь, наличием громкого перфоратора, маленького шумного ребенка и отличной стереосистемы со всепроникающими басами. Второй же, напротив, горой стоит за спокойствие и порядок в доме, вразумляет нерадивых хозяев и всячески способствует правильной жизни. Чаще его называют по-другому — домовой.

Этот фольклорно-мифический персонаж населяет всю страну: представления о нем в разных частях России если и отличаются, то не глобально. Научные сотрудники Института проблем освоения Севера СО РАН (г. Тюмень) Нина Александровна Лискевич и Анжела Хайрулловна Машарипова, а также научный сотрудник научно-фондового отдела Музейного комплекса им. И.Я. Словцова Марина Иннокентьевна Байдуж в своей статье, вышедшей в одном из номеров журнала «Вестник археологии, антропологии и этнографии» рассказывают о том, как видят домового коми-зыряне (финно-угорский народ) юга Западной Сибири.

Исследование проводилось на основе полевых данных, собранных в 2000-х гг. среди локальных групп коми, поживающих на юге Тюменской и в Омской областях. Для сбора материала ученые пользовались заранее составленными опросниками, что, впрочем, как отмечают они сами, впоследствии позволило переходить к более неформальным доверительным беседам.

Надо отметить, что на культуру и мифологизированные представления об окружающем мире у вышеозначенной народности, как нетрудно предположить, повлияло достаточно долгое проживание вместе с русскими, а также распространение православия. Как говорится в статье, современное коми (коми-зырянское) население юга Западной Сибири ведет происхождение от переселенцев из Коми края, прибывавших в Сибирь с первой трети XIX в. «Миграционные процессы продолжались до середины 1920-х гг., в последующем связи с родиной были прерваны. В ходе адаптации к новым условиям в этнической культуре прибывших на новые земли произошли изменения, но ядро комплекса верований, связанных с жилым пространством и семейным благополучием, оказалось более устойчивым», — пишут исследователи.

Что им стоит дом построить?

Как и у соседей-русских, возведение и обживание дома у коми требовало соблюдения определенного набора ритуалов и обычаев. Именно это, считалось, положит начало благополучному хозяйству, крепкой, справной и счастливой семье.

Начиналось все с выбора места. «На пепелище не строили», — цитируют авторы статьи одну из информанток, иначе в помещении начинало «казаться». Под углы будущего жилья клали овечью шерсть, немного соли и хлеба, а также деньги. Монеты помещали также и под матицу (потолочная балка или бревно, которые являются основой для крыши), а чтобы задобрить домового в подполье опускали угощение. При строительстве такой важной вещи как печь тоже использовали «подклад» — в качестве примера приводится кирпичик, на котором был выдавлен крест.

Однако правильно возвести жилище было еще половиной дела — нужно еще правильно в него заселиться! В первую очередь, как пишут авторы статьи, необходимо было получить благословение старших родственников и грамотно выбрать время (с 14 октября до 8 ноября, со дня Покрова Пресвятой Богородицы до дня Собора Архистратига Михаила и прочих небесных сил бесплотных организовывать переезд считалось неудачной идеей).

Разумеется, предварительно в готовое жилище следовало зазвать домового. Процитирую исследователей: «У коми были распространены различные ритуалы его приглашения Говорили: «Суседушко-батюшко, суседушко-букамушка, пошли с нами», «Соседушко-батанушко, переезжай с нами». При этом в новом доме заранее оставляли угощение». Рассказывает одна из информанток: «Вот, например, когда в новый дом переселяются, верят, что там живет домовой, Хозяином его называют. И вот прежде, чем зайти, в уголочек кладут хлеб или молока наливают. Это домовому. Чтобы задобрить Хозяина, это вот и делают. Они говорят, что есть он. Хозяином его называют»

Перед тем, как переносить домашнюю утварь, нужно было оставить в новом доме определенный набор вещей: хлеб (или квашню), икону, корыто (с поправкой на современные реалии его заменяют стиральной машинкой) и запустить кошку — «на счастье». Последняя, как и во многих других культурах, представлялась существом, которое связано с домовым. Особое отношение (и речь не об умилительных картинках!) к ней есть и сейчас. По словам информантки, ее нельзя убивать, а если она подходящего цвета (конечно же, «трехшерстная»!), то принесет счастье, и вообще, таковая масть угодит домовому-суседушке.

Следующим этапом можно перевозить вещи, и только затем перегонять скот — ритуалы представления его «хозяину» производились представителями старшего поколения. Еще бы: ходить за домашними животными предстояло именно мохнатому фольклорному элементу.

«Я не пещерный, я — домовой!»

Собственно, а почему — мохнатому? Как пишут исследователи, ссылаясь на информантов, вовсе он антропоморфен и выглядит, как старичок маленького роста. Вот подборка цитат: «Домовой небольшого роста, седой старичок с бородой»; «Мать видела возле своей постели однажды маленького старичка с длинной бородой, и одет он был в белую рубаху и белые штаны»; «Домового видела в поле, когда телят посла, телята улеглись, и я тоже, вдруг слышу, как ко мне кто-то подходит, остановился около меня, смотрю, передо мной маленький мужичок в лаптях, портах и перевязанный полотенцем».

Другой вариант внешности еще менее «пушист». У коми сохранились представление о «суседушке» как о змее, в частности, уже. Если такое пресмыкающееся несет на шее красный галстук, то это вовсе не признак принадлежности к пионерии, а верная примета: перед вами «домовая змея». Хранит очаг, беспокоится о скотине, оберегает и защищает. Именно поэтому убить или навредить ужу считалось прямой причиной последующего несчастья. Схожие поверья, кстати, есть и у русских, живущих на европейском Севере.

В мировоззрении коми (впрочем, это касается и русских) домовой может быть как добрым, так и злым. Именно поэтому следует задабривать «хозяина»: например, подкармливать вкусненьким, в частности — стряпней. В противном случае не оберешься знакомых нам шалостей: то косу девке спутает-заплетет, то вещи раскидает, то скотину беречь перестанет.

Кстати, одной из важнейших функций домового у коми считается охрана дома. «Перед уходом из дома к нему обращаются с просьбой: «Господи, благослови, Хозяюшко-батюшка, храни мой дом». Если уезжают на некоторое время, то, присаживаясь на дорожку, произносят те же слова», — пишут авторы исследования. По их мнению, обращение к «суседушке» и наделение его защитными, патронажными функциями отражают связь с предками. « В частности, это проявляется и в обычае приглашать домового и одновременно всех мертвых родственников покушать при выпечке свежего хлеба», — говорится в статье.

В целом же, по мнению ученых, в верованиях коми-зырян домовой предстает существом, отражающим одухотворение жилища, его основные задачи — покровительство, охрана, предсказания. «Обряды перевода «хозяина» проводятся и настоящее время, хотя традиционные атрибуты ритуала зачастую заменяются современными аналогами. Ранее у коми, главным занятием которых было сельское хозяйство, благополучие семьи зависело от наличия скота. Поэтому в этикете взаимоотношений с домовым ритуалы для обеспечения любви его «к скотинушке» были более сложными и строже выполнялись. В современной жизни падает роль животноводства, что ведет к изменению усадебного комплекса и, как следствие, к угасанию представлений о «стаичном» (аналог «суседушки», но живущий, соответственно, в стайках — надворных постройках). Главный акцент рассказов переносится на действия домового в доме, которые проявляются как «шалости», — заключают авторы статьи.

Подготовила Екатерина Пустолякова

По материалам статьи «Традиционные представления о домовом у коми Западной Сибири». — «Вестник археологии, антропологии и этнографии. 2013. № 3 (22)

Фото: 1 — рисунок Ивана Билибина «Домовой» (bestiary.us), 2,3 — Юлия Позднякова