Ученые подсчитали, что всего на земном шаре доступно около 20 тыс. км3 пресной воды, а в Байкале — 17 тыс. км3 жидкости, соответствующей самым высоким мировым стандартам. Заведующий лабораторией биогеохимии Лимнологического института СО РАН кандидат геолого-минералогических наук Александр Николаевич Сутурин считает, что однажды озеро станет источником влаги для многих людей на планете.
А. Н. Сутурин выступил с докладом об этом на конференции «Бутилированные воды Сибири и Дальнего Востока», прошедшей в августе в поселке Листвянка (Иркутская область). Форум организован международным Союзом производителей бутилированных вод стран СНГ и проходит ежегодно, но на озере Байкал — впервые. Основная задача этого мероприятия — пропаганда здорового образа жизни и контроль качества воды.
«Байкал — не просто гигантский резервуар влаги, а фабрика чистой воды. Например, из Селенги поступает около 60 км3 загрязненных «вливаний», которые затем естественно очищаются, и Ангара выносит из Байкала уже другую по составу жидкость, — рассказывает А. Н. Сутурин. — Первые попытки перевести уникальную воду из стратегического запаса в продукт сделал Лимнологический институт СО РАН. Обратились в правительство, я лично выступал перед Черномырдиным с докладом. На выделенные 1,5 млрд. рублей организовали открытое производство, получили патент. Один из французских ученых подсчитал: всего на земном шаре доступной пресной воды 20 тыс. км3, а в Байкале — 17 тыс. км3 чистой воды, которая соответствует самым высоким мировым стандартам и строгим характеристикам. Это богатство, которое пригодится для здоровья всего человечества. В водопроводной сети жидкость ухудшается, а требования нарастают. Человеку нужно всего 2 л в день. Легче их купить, чем пить из-под крана, поэтому рынок бутилированной воды развивается сейчас очень быстро. Например, мои собственные дети пьют только такую».
В большинстве загрязненных регионов появляются хлоридно-сульфатные воды, они отрицательно влияют на пищеварение, а повышенное содержания кальция ведет к образованию в почках камней. Избыточное количество нитратов способствует заболеванию циррозами, они изменяют гемоглобин. Ещё одна проблема — антропогенное и техногенное загрязнение микроэлементами.
«Вода, в которой присутствуют нитраты, нитриты, талий, бензол, бензопирен — опасна. Но кто контролирует это? Как производится бутилированная вода? Бурят скважину, проводят угольную фильтрацию, озонирование и разливают в бутылки. Не все живут у Байкала и пользуются бесценным даром его хрустальной воды, — говорит Сутурин. —Нужно придумывать другую систему минерализации, такую, например, как в подводных лодках. Что там делают — пропускают жидкость через тонкий карбонатный порошок, добавляют кислород и получают гидрокарбонатную воду, аналогичную дождевой. Как-то проводили эксперимент — грязную дождевую московскую воду разлили в чашки, рядом поставили чистую искусственную и предложили собакам выбрать. Животные предпочли первый вариант, потому что очищенную воду рассматривают как химическое соединение».
Согласно требованиям Евросоюза, вода может содержать: до 200 мг/л хлоридов и сульфатов, 270 мг/л кальция, 50 мг/л магния и нитратов, 150 мг/л натрия, 12 мг/л калия, 0,1 мг/л нитритов и 0,2 мг/л алюминия. Минерализация влаги в Байкале - 97 мг/л. Видно, что по всем параметрам она соответствует высшему качеству. Если взять её за основу стандарта во всем мире, то надо запретить пить воду в большинстве стран. Важен и такой показатель, как наличие кислорода, в Байкале он составляет 8 мг\л, что близко к естественному содержанию этого вещества в крови.
«Байкал —природная фабрика производства кислородонасыщенной воды. Всем ясно, что надо её бутилировать. Но из-за развития туризма озеро все больше загрязняется, и производство становится все сложнее. Завод ООО «Воды Байкала», где я являюсь научным консультантом, делает забор воды на расстоянии 1 700 м от берега и с глубины 500 м. Такая жидкость очень чистая, но в ней в минимальных количествах содержатся цисты водорослей, споры грибов и бактерий. Их очень и очень мало, однако, в комнатных условиях они начнут активно размножаться, снижая качество воды. Лимнологическому институту СО РАН удалось создать технологию, которая позволяет использовать озерную воду в качестве питьевой бутилированной. Ученые придумали и запатентовали сложную систему водоподготовки, которая позволит наладить выпуск питьевой воды из Байкала.
Подготовила Алена Фирсова
Фото: Владимир Короткоручко