«Интеллект животных — это только вершина айсберга»

Сложно представить себе, что звери и птицы в каких-то сферах интеллектуальной деятельности могут утереть нос человеку, однако, например, голуби более искусны в классификации предметов, крысы с легкостью находят выход из лабиринта, а шимпанзе способны, не прилагая усилий, запомнить около тысячи лиц. Обо всём  этом (и не только) рассказала на лекции под названием «Что мы думаем об интеллекте животных?»  в рамках Eureka!Fest заведующая лабораторией поведенческой экологии сообществ Института систематики и экологии животных СО РАН доктор биологических наук Жанна Ильинична Резникова.

Жанна РезниковаНаучные школы

Еще в 19 веке проблема умственных особенностей у неразумных, на первый взгляд, организмов была затронута английскими учеными. Более 100 лет назад интеллект понимался, как способность к обучению.
 
В 30-е годы XX-го столетия бихевиористы во главе с Берресом Скиннером считали: животное может освоить любые знания. Однако позже выяснилось, что это не так:  поддаются только те элементы, которые заложены в репертуар поведения. Так, например, команде «Стоять», которую с легкостью выполняют собаки, невозможно научить цыпленка.

Другим путем шли гештальтисты. Их метод заключался в следующем: подопытные животные должны были сами найти «рецепт» для выполнения определённой задачи. Например, учёные предлагали шимпанзе какую-либо проблему и смотрели, какие средства для выхода из ситуации найдёт обезьяна.

Из двух конкурирующих между собой школ позже выросла современная наука — когнитивная этология, которая, по сути, совмещает в себе подходы и тех, и других. Настоящей революцией в изучении интеллекта животных стала возможность вступать с ними в прямой диалог. С 60-х годов иследователи начали обучать шимпанзе языку жестов, тем самым налаживая коммуникативный контакт. Благодаря этим экспериментам выяснилось, что звери могут шутить и даже ругаться.

Как измерить интеллект?

Долгое время считалось: интеллект можно измерить по способности животного к счету. Так, например, ученые выяснили, что рыбки гуппи «умеют считать» до 4, львы по количеству рева определяют размер соседнего прайда, а новорожденные цыплята могут совершать элементарные арифметические операции, а экспериментальные мыши лаборатории поведенческой экологии сообществ ИСиЭЖ СО РАН способны отличить 8 оранжевых муравьев от 9.

Подобные данные свидетельствуют о том, что у животных заложена способность оперировать количественными показателями. Значит ли это, что интеллект животного примерно равен человеческому, ведь и сегодня в южных странах можно встретить племена аборигенов, в языке которых не существует числа больше 4? Скорее всего, нет, возможно, арифметический способ измерения этого показателя применимо к братьям нашим меньшим не совсем уместен. «Интеллект — это вершина айсберга, — говорит Жанна Ильинична, — основу которого составляет количество врожденных элементов поведенческого репертуара. Говоря об умственных способностях животных, мы подразумеваем вид деятельности, которая связана с пластичностью в принятии решений».

Алена Гриненко, студентка ФЖ НГУ

Фото: 1 — Алена Гриненко, 2 — из презентации Ж.И.Резниковой