Химические бусы, числа-монстры и динозавр-няшка

В Иркутске продолжается славная традиция научных слэмов. Раз в месяц молодые ученые собираются в одном из местных пабов с тем, чтобы объяснить неподготовленной публике суть своих исследований.

Третий слэм получился чисто мужским. На сцене соревновались палеонтолог Александр Сизов из Института земной коры СО РАН, химик Роман Житов и математик Александр Филатов (оба — представители Иркутского государственного университета). Роль ведущего в очередной раз досталась заместителю министра экономического развития Иркутской области Евгению Семенову.

Александр СизовНяшка из Кулинды

Первое же заявление Александра Сизова стало для собравшихся, далеких от палеонтологии, сенсацией: большинство динозавров были пернатыми. Такой вывод специалисты сделали, изучив найденные в Забайкалье останки небольшого, но очень важного представителя древней фауны. Имя уникальной находке дали по названию пади Кулинда, недалеко от которой были обнаружены кости, — кулиндадромеус (бегун из Кулинды) забайкальский.

— Динозавры делятся на две большие группы: ящеротазовые и птицетазовые. К первым относятся хищные и гигантские травоядные, с длинной шеей, ко вторым — все остальные. Дебютная находка состоялась в Китае 15 лет назад. Это была сенсация. Потом последовали другие случаи. Все обнаруженные пернатые динозавры были ящеротазовыми, мелкими и хищными. Наш экземпляр уникален тем, что он относится совсем к другой группе — птицетазовым. Он стал первым доказательством того, что перья были и у них тоже.

Полученные результаты говорят о том, что этой характеристикой отличался общий предок этих древних ископаемых, еще до того, как группы разошлись. Значит, очень многие динозавры выглядели иначе, чем мы привыкли думать. Так, по словам ученого, тираннозавр, которого обычно представляют чешуйчатым монстром, больше был похож на злобного индюка.

У палеонтологов есть отпечатки костей, кожи и оперения забайкальского динозавра, который жил 160 миллионов лет назад. На их основе ученые смогли смоделировать его внешний вид. «Он выглядел вот такой вот няшей», — говорит Александр и показывает картинку. Всего около метра в длину, покрытый тонкими шерстеподобными перышками, динозавр напоминает цыпленка-переростка и вызывает у публики приступ умиления. Подобное оперение, рассказывает палеонтолог, можно встретить и в наши дни — у китайской шелковой курицы.

— Перья были предназначены не для полета, а для сохранения тепла. Наш динозавр не умел летать, но он грелся. И это доказывает, что они могли быть теплокровными, что меняет картину в целом: из холодных рептилий они превращаются в живеньких красивых существ. Они также могли использовать перья для привлечения противоположного пола в период брачных игр или для планирующего полета, как это делают белки-летяги.

Напоследок ученый отметил, что динозавры, хоть и вымерли 65 миллионов лет назад, оставили после себя потомков — птиц. «Кушая курицу, будьте осторожны. Помните, что это родственник тиранозавра», — напомнил он публике.

Роман ЖитовБусы для химиков

Роман Житов, научный сотрудник лаборатории полимеризационных процессов и органического синтеза института нефте- и углехимического синтеза ИГУ, исследует способы получения полимерных материалов в различных нетрадиционных средах. В наше время они широко используются в промышленности и в быту.

— Полимеры «сделаны» из уникальных больших молекул. Если представить, что вода состоит из частиц размером с маленькую бусину, то полимеры — из гигантских бус. Эти огромные элементы не могут течь и испаряться, но обладают высокой прочностью и эластичностью. Мы, химики-полимерщики, делаем бусы разного цвета и размера. Я делаю их в битуме. Это очень крутая штука: в нем есть природные аналоги таких веществ, поэтому он изначально эластичный.

Таким способом ученые получают уникальный композиционный материал, а вместе с ним в перспективе и качественное дорожное полотно.

— Понять суть композиционного материала можно на примере пиццы. Берем лепешку, кидаем на нее кучу продуктов. При этом у каждого есть свой вкус, и каждый продукт в пицце — отдельное блюдо. Но когда мы все это залили сыром, именно он выступил связующим и сделал новое блюдо со вкусом, которого не было ранее. Также и с композитами.

Такие материалы могут полностью заменить цемент, из них получатся прочные фундаменты и заборы, и даже — больной для Иркутска вопрос — нормальная тротуарная плитка.  Более того, есть возможность получить новый состав на основе отходов пластика, что сейчас практически не делается.

— Наша задача — создавать такие смеси, которые будут лучше того, что есть сейчас, и даже лучше того, чего сейчас пока нет, — подвел итог своему выступлению ученый.
 
Александр ФилатовОдин, два, много...

Александр Филатов, заведующий кафедрой математической экономики Института математики, экономики и информатики ИГУ, темой своего выступления выбрал числа-монстры.

— Какое число самое большое и как можно его представить? Один миллиард секунд — это 32 года. 7 миллиардов человек в мире. 100 миллиардов звезд в нашей галактике, столько же нейронов у каждого в мозге. Триллион рыб во всех мировых океанах. 10 триллионов клеток в каждом из нас. 100 триллионов долларов — мировой ВВП. 100 триллионов сантиметров от Земли до Сатурна. 100 триллионов букв во всех книгах мира. Квадриллион муравьев на Земле. Один квинтиллион комбинаций кубика Рубика.
 
С увеличением числа сокращается область его применения: остается только абстрактная наука и звезды. Однако даже там, где заканчиваются приличные слова для обозначения величин, не заканчиваются сами числа.

Пресловутый гуголплекс — десять в степени гугол — ничтожен в сравнении с числом Грэма. Связанное с исследованиями математика Рональда Грэма в области комбинаторики, число настолько огромно, что не может быть целиком записано или воспроизведено, для этого не хватит ни временных, ни пространственных ресурсов.
«Для чего все это нужно? Мы не знаем, что будет через сто, а тем более, через десять тысяч лет. Сто лет назад была придумана теория случайных графов, которая нашла применение только сейчас. Когда-нибудь дойдет дело и до числа Грэма», — на такой почти философской ноте закончил математик свой рассказ.

Победителем третьего научного слэма в итоге стал Александр Сизов, покоривший зрителей динозавром-няшкой. Математик Александр Филатов и химик Роман Житов заняли второе и третье место соответственно.

Юлия Смирнова

Фото Владимира Короткоручко