Как вернуть к жизни человека при остановке сердца? Чем полезны ГМО? Как воздействуют рекламные игры на целевую аудиторию? Чем занимаются синхронные переводчики на самом деле? Как с помощью анализа данных можно сделать мир лучше? Ответы на эти вопросы дали участники «нешуточной» битвы Science Slam — мероприятия, где ученые из России и Германии сошлись в честном бою.
Science Slam — это международный проект популяризации науки, где студенты и сотрудники институтов в неформальной обстановке говорят о своих научных исследованиях. Судят участников зрители, по чьим аплодисментам жюри выбирает победителя.
Три основных принципа Science Slam: каждому участнику даётся ровно 10 минут на выступление; за это время он должен представить свое исследование и его результаты; ученый должен объяснить, чем занимается на работе, легко, весело и понятно.
В этот раз за победу боролись: химик Михаил Фомченков из Томска, переводчица Жиль Рихтер из Кёльна, информатик Алексей Натёкин из Санкт-Петербурга, медик Йоханнес фон Борстель из Марбурга, генетик Нариман Баттулин из Новосибирска и медиа-исследователь Тим Гайлус из Берлина. Победителя выбирали по шуму: специальный прибор фиксировал уровень и продолжительность аплодисментов зрителей. Несмотря на то, что жюри назвала одного выигравшего — Йоханнеса фон Борстеля, отметки «Максимум» на шумометре также достигли овации в поддержку Наримана Баттулина и Тима Гайлуса.
Маркетинговые игры, или Империя рекламы наносит ответный удар
Исследователь из Берлина Тим Гайлус борется с рекламщиками, которые принуждают немецких тинейджеров тратить свои карманные деньги на ненужные им вещи. Причем, PR-специалисты очень хитрые: они создали новый формат — онлайн-игры — в котором объединили развлечение и рекламу продукта. Дети — аудитория со слаборазвитой медиаграмотностью — не могут понять, что незамысловатая компьютерная игра, в которой они так легко добиваются успехов, программирует их купить какую-то вещь. Согласно данным Тима Гайлуса, в год коварные рекламщики зарабатывают 2,5 миллиона евро на ничего неподозревающих детях.
У Тима сформировалась своя теория. Подростки приобретают жизненные навыки путем копирования. Например, мама обжигается об горячую плиту и объясняет сыну, что не стоит ее трогать, чтобы не пораниться, как она. Ребенок видит это и запоминает. Рекламщики используют аналогичный прием: показывают, как лучшие футболисты едят чипсы и, чтобы стать таким же, советуют покупать пережаренную картошку, подспудно говоря, какая она вкусная, полезная и просто класс.
Тим призывает не позволять компаниям наживаться за счет детей. Как это сделать? Есть только один способ — обучать ребят медиаграмотности и объяснять, что на самом деле представляют из себя онлайн-игры.
«Молоко вдвойне вкусней если это ГМО!»
Генетически модифицированные организмы и их наличие в продуктах приводят в ужас обывателей, но мало кто знает, что ГМО может приносить практическую пользу людям. Научный сотрудник лаборатории генетики развития Института цитологии и генетики СО РАН, кандидат биологических наук Нариман Баттулин занимается получением новых лекарств из молока животных, подвергнутых генным модификациям.
В жизни бывает всякое. Например, известный футболист Лионель Месси в детстве перестал расти и, чтобы он не остался маленьким, ему вкалывали гормон роста. Лечение стоило под 90 000 евро в год. Почему так дорого? Гормона роста человека в самом-то человеке находится очень мало, откуда его добывать в больших количествах, чтобы получить низкую себестоимость? За помощью обратились к братьям нашим меньшим, но вскоре ученым стало понятно, что, забирая гормон роста из крови свиней и китов, можно перебить всех животных.
В этот момент на сцене науки появляются генные инженеры, например, Нариман Баттулин, и предлагают делать трансгенных животных, из которых потом можно будет брать гормоны для нужд человека. Главный вопрос заключается в следующем: «Как получать белки наиболее удобным и быстрым способом?» Нариман предложил добывать их при сцеживании молока. Но появились другие проблемы: «А как сделать так, чтобы нужные вещества попадали сразу в молоко, а не в кровь?» и собственно «Как сделать трансгенное животное?»
Модифицированное животное можно создать тогда, когда оно представляет из себя лишь клетку, в которую вводят раствор ДНК с необходимыми параметрами. Остается придумать, как сделать, чтобы новые гены не мешали друг другу и геному, иначе попросту организм их не увидит и мутация не произойдет.
Сердечный бит, или крещендо ретростернальной пульсации
Темой исследования абсолютного победителя Science slam 2014 аспиранта-медика Йоханнеса фон Борстеля является методы распознавания атеросклероза на ранней стадии. И его интерес к болезни не случаен: именно последствия этого заболевания являются причиной смертности №1 в развитых странах. В большинстве случаев такой диагноз получают курильщики и алкоголики.
Атеросклероз — это хроническое заболевание артерий, которое сопровождается отложением холестерина и некоторых фракций липопротеидов на стенках сосудов.
Йоханнес фон Борстель за 10 минут своего выступления успел провести мастер-класс: как помочь, если произошла остановка сердца вследствие атеросклероза, и покорил зрителей своим танцем электрокардиограммы здорового и больного человека.
Если кому-то стало плохо с сердцем (а это происходит из-за того, что сердечной мышце не хватает питания, поступающего с кровью), первое, что надо сделать — это найти точку (она находится в районе солнечного сплетения) и ритмично надавливать с частотой 100-120 ударов в минуту. Лучше массаж делать под песню «Staying alive» группы Be Gees, тогда вы точно будете попадать в такт, советует Йоханнес.
Русско-немецкий Science Slam проходит в 4 раз. Впервые он был организован в Ганновере в 2011 году, затем проходил в Москве и Берлине. В нынешней битве лучшие из лучших российские и немецкие учёные-слэмеры сразились в новосибирском Академгородке. Организаторы — Германо-Российский Форум, общественный фонд «Академгородок» и компания Scienceslam.net — приурочили конкурс к Году немецкого языка и литературы в России.
Полина Гостева
Фото автора