Непризнанный народ

Сибирские татары — это отдельный народ со своим уникальным языком и богатой древней культурой. Однако им отказывают в национальном самоопределении — в школах в качестве родного преподают чуждый им язык казанских татар, на нем же печатают газеты, ведут теле- и радиопередачи, выпускают литературу, пишут песни. В переписях населения сибирских татар не выделяют отдельной строкой. Разбираемся, почему так происходит.

Едины ли татары?
 
«Слово “татары” — экзоэтноним. Так русские стали называть кочевые тюркоязычные народы со времен монголо-татарского нашествия. Это наименование прижилось в русских летописях, а также в византийских хрониках и записках европейских и арабских путешественников. Однако сами кочевники себя так не называли, — рассказывает старший научный сотрудник сектора этнологии Института проблем освоения Севера ФИЦ «Тюменский научный центр СО РАН» кандидат исторических наук Юрий Николаевич Квашнин. — Конечно, есть основания полагать, что племя татар существовало в Средние века. Оно проживало по соседству с монголами. По одной из версий, монголы завоевали его и полностью уничтожили. По другой — они покорили татар и затем вместе с ними ушли на запад в завоевательный поход. Со временем название “татары” стало синонимом слова “монголы” и существовало параллельно с ним. Поэтому говорить о том, что все современные народы, называемые татарами, едины и ведут свое происхождение от средневековых татар, ни в коем случае нельзя».
 
Казанские татары сформировались из булгарского союза племен, в котором были как тюрки, так и финноязычные племена. В VIII веке в районе Средней Волги и Камы образовалось государство Волжская Булгария. Началось формирование этноса, представители которого стали сознавать себя булгарами и говорить на булгарском языке. В начале XIII веке булгары были покорены татаро-монголами.
 
Сибирские татары по своему происхождению восходят к тюркам Саяно-Алтая, пришедшим в Среднее Прииртышье в VII—VIII веках, и кыпчакам — тюркскому народу, перекочевавшему сюда из южных степей в X—XI веках. Исконными жителями Западной Сибири были обские угры — предки современных хантов и манси. Они вступали во взаимодействия с ранними тюрками и кыпчаками, в результате чего были частично вытеснены с занимаемой территории на север, а частично ассимилированы. Именно эти народы стали основой этноса сибирских татар, покоренных впоследствии татаро-монголами. 
 
Мечеть в селе Ембаево Тюменской области
   Мечеть в селе Ембаево Тюменской области
 
Что в имени тебе моем?
 
Когда после падения Золотой Орды образовалось Казанское ханство, русские стали называть булгар казанцами (оба этих наименования просуществовали до начала XX века). Население Сибирского ханства именовало себя в тот период либо племенными названиями – курдак, тукуз, аялы, либо — нугайлар. Последний этноним произошел от имени золотоордынского военно-политического деятеля беклярбека Ногая. У него была большая армия, которая кочевала по огромной территории и оставила свой след на Дунае, в Крыму, на Северном Кавказе (там сейчас проживает основная часть ногайцев). Название «нугай» широко бытовало в степях Евразии, постепенно вытеснив название «кыпчаки». 
 
В конце XIX века некоторые исследователи писали: «В нашем отечестве много народов, которых называют татарами, но сами себя они так не называют». Идеи об объединении всех татар в единый народ и культуру появилась в XIX веке, она принадлежат знаменитому казанскому религиозному деятелю, философу, просветителю Шигабутдину Марджани. В своих трудах он критиковал тюрок-мусульман Поволжья за то, что те использовали разные самоназвания. Марджани стремился собрать разрозненные этнические группы тюрок-мусульман, чтобы противостоять русскому влиянию. Он задавал утвердительный вопрос: «Кто же ты, если не татарин?»
 
Позиция Марджани была поддержана в кругах мусульманской интеллигенции Поволжья и Приуралья, хотя и далеко не всеми ее представителями. Например, ученый-востоковед, писатель, религиозный деятель Ризаитдин Фахретдинов писал: «Мы не татары, мы тюрки». В этом его поддерживал крымский просветитель, издатель и политик Исмаил Гаспринский.
 
Дальнейшему объединению «татар» в «единую нацию» способствовала советская власть. В его основе лежала необходимость заменить религиозного самоназвание «мусульмане», бытовавшее наряду с локальными самоопределениями отдельных тюркских народов. Так, если в переписи 1926 года мишари, тептяри, нагайбаки, бухарцы, барабинцы и другие тюркоязычные группы еще числились как самостоятельные народности, то уже в перепись 1937 года они вошли под единым этнонимом «татары».
 
«Один народ — один язык»
 
«Современные языки сибирских и казанских татар отличаются друг от друга довольно сильно. Начнем с того, что монголо-татарское нашествие в XIII веке не привело к смене языка кыпчаками (завоеватели ассимилировались). На степной территории сформировался ногайско-кыпчакский язык. Ногайцы имели довольно большой вес в Золотой Орде, поэтому их язык стал главенствующим, оказывая некоторое влияние в том числе и на булгарский, на котором говорили жители Казанского ханства, — рассказывает Юрий Квашнин. — В начале XIV века государственной религией Золотой Орды стал ислам. Для того чтобы понимать богослужебные книги, Коран, нужно было изучать арабский язык. Это оказалось трудным, поэтому грамотные люди, муллы писали на ногайско-кыпчакском языке и вставляли туда арабские и персидские слова, необходимые для понимания мусульманского богословия. Сформировавшийся таким образом язык стали называть “тюрки”», — рассказывает Юрий Квашнин.
 
К XIX веку в Российской империи сформировалось несколько крупных центров развития тюркской письменности и образования — Симферополь, Астрахань, Оренбург, Уфа, Казань, Тобольск. На тюрки там издавались религиозная литература, произведения поэтов и писателей, выходили газеты. Однако в быту он не использовался, так как простые люди его практически не понимали. Тюркоязычные жители Крыма, Среднего и Нижнего Поволжья, Западной Сибири разговаривали на своих родных языках.
 
В советское время начались реформы языков бесписьменных народов и тех, кто использовал на письме арабскую графику. «В 1920-е годы все тюркские языки были переведены на латиницу, а в 1939 году, чтобы лучше усваивался русский алфавит, — на кириллицу», — говорит ученый. С 1939 года татарская письменность, переведенная на кириллицу и очищенная от большинства арабских и персидских заимствований, стала официально утверждаться как норма для всех «татар», которые проживали на территории от Крыма до Западной Сибири. Язык тюрки начали именовать старотатарским, а книги, написанные на нем арабской графикой, изымались из школ и библиотек. 
 
Реформы татарского языка были прерваны Великой Отечественной войной и ликвидацией послевоенной разрухи. Однако в 1950 году, после выхода программной статьи И. В. Сталина «Марксизм и языкознание», они начались с новой силой под лозунгом «Один народ — один язык». Созданием единого татарского языка занимались лингвисты из Казани. За основу был взят язык тюркоязычного населения Заказанья. Постепенно новый татарский язык был введен в учебные программы всех национальных школ республик и областей, где проживало население, называемое татарами.
 
Жительницы села Варвара Тюменской области
   Жительницы села Варвара Тюменской области
 
Народ, которого якобы нет
 
На сегодняшний день сибирские татары расселены на огромной территории от южных отрогов Урала на западе до Барабинских степей на востоке. Выделяются три группы сибирских татар: тоболо-иртышские, проживающие в Тюменской и Омской областях; томские — в Томской области и барабинские — в Новосибирской области. Также небольшие группы этого народа живут в Курганской и Кемеровской областях, в Казахстане, республиках Средней Азии, в Синьцзян-Уйгурском автономном районе Китая и в провинции Конья в Турции. По оценочным данным, в Западной Сибири сегодня насчитывается более 300 тысяч сибирских татар. Помимо русского, они по-прежнему говорят на сибирско-татарском языке. Однако в школах продолжают изучать татарский литературный язык, который преподносится им в качестве родного. «Язык поволжских татар — он как иностранный. Дети даже на уровне лексики замечают отличие языков. Чтобы учащиеся поняли материал, мне приходится сначала объяснять его на русском, затем на родном сибирско-татарском, и только потом на казанском», — приводит Юрий Квашнин рассказ одного из учителей.
 

В Сибири живут и казанские татары, предки которых массово переселялись сюда в конце XIX — начале XX века. Большинство переселенцев было распределено по территориям Томской и Енисейской губерний. Однако влияния на язык и культуру сибирских татар они практически не оказывали. 

 
Ученый отмечает, что преподавание татарского литературного языка сопровождается культурной экспансией из Республики Татарстан. На Сибирь ведется вещание татарских теле- и радиоканалов. На всем пространстве, от Кургана и Тюмени до Томска и Кемерова, постоянно проводятся концерты казанских певцов. «В результате многолетней пропаганды чужого языка и культуры у части сибирских татар стало формироваться маргинальное сознание. В разговорах с людьми разного возраста часто приходится слышать противоречащие друг другу мнения. Сначала они говорят, что “язык казанских татар красивее, изысканнее, а сами они культурнее сибирских”, а затем — “песни на казанском языке красивые, только ни слова не понятно”», — добавляет Юрий Квашнин.
 
В 2010 году сибирско-татарский язык был внесен ЮНЕСКО в число подвергающихся опасности исчезающих языков Российской Федерации. Несмотря на это, в России у него до сих пор нет официального статуса, его не преподают в школах и вузах. «У сибирских татар есть свой богатый фольклор. На сибирско-татарском сочиняются песни, литература, поэзия, создаются словари. Всё это выпускается в свет, но в основном — силами энтузиастов из числа сибирско-татарской интеллигенции», — говорит ученый.
 
Против выделения сибирских татар в отдельный этнос восстают представители казанской интеллигенции. Некоторые исследователи из Академии наук Республики Татарстан убеждены, что «федеральные власти и отдельные ученые целенаправленно провоцируют рост регионального самосознания отдельных этнических групп татар и тем самым препятствуют их консолидации в единую нацию, коей татары, по сути, являются». По словам Юрия Квашнина, их позиция звучит примерно так: «Нас пять с половиной миллионов. Если все будут отделяться, мы перестанем быть второй по численности после русских нацией России». К тому же высказываются опасения, что сибирские татары захотят организовать территориальную автономию. По мнению сибирских исследователей, представить такое довольно сложно, поскольку группы сибирских татар расселены по шести областям Западной Сибири вперемешку с русскими и другими национальностями. 
 
«В переписях населения сибирских татар записывают просто татарами. Хотя люди говорят о своей национальности, и графа такая (“сибирские татары”. — Прим. ред.) есть. Если верить последней переписи, сибирских татар насчитывается 6 779 человек. Однако эта цифра не отражает действительности. По оценочным данным, в Сибири их проживает более 300 тысяч. В сентябре состоится очередная перепись населения. В Тобольском Заболотье, как отдаленном районе, она прошла досрочно в декабре 2020 года. И вновь к нам поступает информация о случаях, когда проживающих там сибирских татар отказываются записывать сибирскими, — рассказывает Юрий Квашнин. — Сегодня существует парадоксальная ситуация, когда сибирские татары вроде бы ощущают свою причастность к “единой татарской нации”, но не знают в достаточной мере ни татарского литературного языка, ни татарской культуры. Люди становятся маргиналами. В последние годы в национальных школах всё больше родителей выступают против изучения их детьми татарского литературного языка и за введение в обучение сибирско-татарского. Они хотят сохранить родной язык. От этого зависит будущее сибирских татар как народа. Инициативы простых людей и сибирско-татарской интеллигенции нуждаются сегодня в государственной поддержке».
 
Диана Хомякова
 
Фото предоставлены Юрием Квашниным