Олимпийские игры: 28 веков спустя

Олимпийские игры — событие, которое регулярно обсуждается в мировом масштабе. Спортсмены готовятся всю жизнь, чтобы стать победителями, а страны борются за право принять у себя состязания. «Наука в Сибири» предлагает вспомнить о прародителях этих соревнований — древних греках, заложивших ряд актуальных до сих пор традиций и правил.
 

О появлении игр

Существует несколько версий происхождения Олимпийских игр. Античный поэт Пиндар приписывает появление этих состязаний Гераклу. Ограбив владения царя Авгия, который отказался заплатить герою за очистку конюшен, Геракл принес все трофеи в святилище своего отца Зевса и учредил состязания в его честь. По другой версии, игры основаны не этим Гераклом, а более древним Гераклом Идейским. Он был одним из пяти братьев Дактилей — мифических существ, служивших матери всех древнегреческих богов Рее и обитавших на Крите. Именно этот Геракл принес в Олимпию дикую оливу и устроил здесь соревнование между братьями. Этот вариант мифа также связан с культом Зевса, который родился на Крите.

Основной литературный источник по истории Олимпии — путешественник и писатель Павсаний — упоминает и другие мифы о происхождении игр. В частности, начало конных состязаний связывают с именем Пелопса, который вознамерился победить царя Элиды в скачках, чтобы жениться на его дочери Гипподамии. Поскольку лошади у правителя были необычными и очень быстрыми, предыдущие претенденты не справлялись с испытанием и прощались с жизнью. Пелопс обратился к Посейдону, и бог снабдил его волшебной колесницей.

— К тому же жених позволил себе совсем не олимпийский трюк: попросил помощи у хитроумного возничего царя Элиды, — рассказывает антиковед, главный научный сотрудник Института философии и права СО РАН доктор философских наук Евгений Васильевич Афонасин. — Соблазнив обещанием разделить с ним царство, Пелопс убедил его заменить у соперника гвозди в колесах на восковые. В итоге Пелопс победил, связал себя узами брака с Гипподамией и стал властвовать на земле поверженного царя, которая с тех пор получила его имя — Пелопоннес. В ознаменование победы он и организовал Олимпийские игры.

О войне и мире

Основанные в 776 году до н.э. Олимпийские игры были запрещены в 394 году римским христианским императором Феодосием как языческие и возродились только в конце XIX века по инициативе французского общественного деятеля Пьера де Кубертена. Он настаивал на универсальной ценности состязания (агона): «Главное в жизни — это не триумф, а борьба; существенно не победить, а хорошо сражаться». Международные соревнования должны были улучшить взаимопонимание между культурами, предотвратить новые войны и в то же время дать возможность бескровной конкуренции среди стран.

— Чаще всего исследователи трактуют античные игры как культ божества или героя, — добавляет Евгений Афонасин. — Такое понимание не лишено оснований, но прежде всего это были масштабные явления социального характера. Олимпийские игры воспринимались как объединяющий всех эллинов праздник.

Вчера противники встречались на поле боя, а сегодня соперничали в спорте: в период состязаний в Древней Греции вражда прекращалась по умолчанию. Во время игр наступало перемирие (которое, правда, неоднократно нарушалось), а для защиты земель принимались специальные меры. В современности сражения влияли на Олимпийские игры лишь трижды: во время мировых войн играм давали номер, но не проводили. Например, XIII Олимпийских игр не существует, однако назначенное к 1914 году место (Лондон) сохранилось к XIV.

В античности города за проступки тоже лишались возможности участвовать в Олимпийских играх. Так, однажды спартанцев по общему решению греков не допустили до соревнований — из-за кровопролитной Пелопонесской войны.

Беговые состязания

О видах спорта

Античные Олимпийские игры включали в себя пять видов спорта. Самым первым и наиболее почетным был бег на короткую дистанцию — один стадий (не более 200 метров). Имена бегунов всегда стояли первыми в списке победителей. Диавл (два стадия — туда и обратно) также пользовался популярностью, равно как и долих: бег на дистанцию в 24 стадия (по-видимому, около 4 км). Еще греки преодолевали те или иные расстояния при полном вооружении: этим занимались гоплиты — пехотинцы.

Античные источники сохранили сведения о специальных стратегиях, ведущих к победе. Некоторые бегуны сохраняли свои силы и затем выигрывали благодаря последнему мощному рывку. Низкий старт, принятый у современных спринтеров, в античных источниках не упоминается.

Считалось особо почетным победить и в короткой, и в длинной дистанции, но самым великим подвигом было сделать это в один день. Случались и забавные ситуации: по преданию, атлет выиграл долих в Олимпии и на радостях в тот же день добежал до родного города — чтобы рассказать о своем достижении (преодолев почти две сотни километров).

Также атлеты участвовали в скачках. Для конных состязаний в Олимпии был построен специальный ипподром. Соревновались колесницы, запряженные четверкой коней, а позже появились двойные упряжки и соревнования на мулах. Победителем объявляли только хозяина коня, а не жокея. В каком-то смысле это аристократический вид спорта: если у человека есть деньги на покупку коней, вряд ли он крестьянин.  

— Случались и исключения: как-то аргосцам надоело, что сиракузский царь уже четырежды выигрывает на ипподроме. В итоге они скинулись всем городом, купили коней и победили правителя Сиракуз, — рассказывает антиковед.

Пентатлон (пятиборье) включал в себя бег на один стадий, метание диска и копья, прыжок в длину, борьбу. Непонятно, как именно определялся победитель: известно лишь, что было достаточно выиграть в трех этапах. Диск и копье кидали на максимальное расстояние — по-видимому, с разгона.

Вес дисков, обнаруженных в результате раскопок, варьируется от 2 до 4 кг. Для броска копья использовалось приспособление из кожи, усиливавшее вращение орудия вокруг своей оси. Спортивные копья не имели металлических наконечников.

В конце атлеты прыгали в длину с разбега (хотя некоторые исследователи с этим не согласны). Античные изображения и письменные источники подтверждают: прыгуны использовали специальные грузы, которые отбрасывали назад в нужный момент для увеличения дальности прыжка. Этот эффект пробовал объяснить Аристотель, отмечая: спортсмен как бы «отталкивается» от груза как от опоры, что придает ему дополнительное поступательное движение.

Борьба была излюбленным видом спорта в античности. Во всех городах находились специальные сооружения, именуемые палестрами, где каждый свободный гражданин мог поупражняться в единоборствах. Чтобы победить в состязании, следовало уронить противника на спину и не дать ему подняться. Поединок не допускал насилия, в отличие от другого «олимпийского» вида спорта — бокса. Он больше напоминал кулачный бой и продолжался до тех пор, пока один из атлетов не признавал победу или же утрачивал способность сопротивляться. На изображениях у боксирующих видны разбитые носы и уши, а используемые ими перчатки скорее предохраняли руки спортсмена, нежели предотвращали травмы противника. Еще более опасным являлся панкратион — поединок, где допускались все приемы, кроме надавливания на глаза и укусов.

— Конечно, грекам было далеко до римлян с их гладиаторскими боями, но всё же в источниках засвидетельствована гибель атлетов во время подобных соревнований, — рассказывает антиковед. — Однажды борец Арихионт умело сковал движение противника, но в тот же момент умер от удушающего захвата. Не зная об этом, его оппонент поднял руку, признавая свое поражение. Так Арихион победил в состязании посмертно. 

Олимпийские игры были главными и лучшими, но не единственными. Раз в четыре года проводились Пифийские игры (в Дельфах в честь Аполлона, победителя змея Пифона), а раз в два года — Немейские (в Немее в честь Зевса) и Истмийские (близ Коринфа в честь Посейдона). Любая игра включала спортивные и культурные состязания. Рапсоды читали Гомера и получали призы за свое исполнение. Кроме того, соревновались исполнители номов (гимнов Аполлону) и дифирамбов в честь Диониса, игроки на кифаре и авлосе, танцоры. Позднее появились турниры для ораторов — состязательность стала неотъемлемой частью древнегреческой культуры.

Прыжки в длину

Об отношении к спортсменам

Отношение к атлетам в Древней Греции было двойственным. С одной стороны, их достижениями восхищались, с другой — не все античные интеллектуалы и политические деятели верили, что «в здоровом теле» заключен «здоровый дух». По словам философа Ксенофана, мудрость не следует ставить ниже силы, а спортивные достижения ценить выше знаний. Сократ требовал присудить его к бесплатным обедам, так как он достоин этой почести больше, нежели победители в Олимпии. Платон в «Законах» отмечал, что у атлета тренировки занимают все время, а Аристотель в «Политике» заявил: интеллектуальная активность противоречит физической, поэтому ученикам не следует заниматься тем и другим в один и тот же год. 

— Возможно, со временем религиозные и политические олимпийские идеалы утратили свою привлекательность, а победа в играх превратилась в средство личного обогащения и политического давления, — отмечает Евгений Афонасин. — При этом статус чемпиона мог оказаться своеобразным социальным капиталом после Олимпийских игр. Так, атлеты нередко становились влиятельными людьми в политике — что, кстати, не сильно отличается от нашего времени.

После возрождения Олимпийские игры изначально были любительским соревнованием, где нет места профессионалам, которые занимаются спортом за деньги. Считалось, что у таких спортсменов несправедливое преимущество перед «любителями». Сейчас же ситуация изменилась: олимпийцы и до, и после игр остаются в профессиональном спорте.

Метатель диска. Изображение на древнегреческой керамике

О деталях проведения

Олимпиада проводилась в самое жаркое время года — в августе или сентябре, так что форма одежды у спортсменов была свободной: они соревновались полностью обнаженными (только гоплиты бегали в обмундировании). Тело атлеты умащали оливковым маслом, которое затем вместе с пылью удаляли специальными серповидными скребками.  

Гости изначально ночевали, где придется, в том числе в палатках и под открытым небом. Со временем архитектор Леонид построил здание, ставшее гостиницей для почетных визитеров. Примерно тогда же появились гимназий, палестра и просторные бани. Строительная программа продолжилась и в римский период. Так что в античности Олимпийская деревня строилась всерьез и надолго, а не кочевала из города в город.

В наши дни Олимпийский огонь зажигают от солнечного рефлектора в храме Геры в Олимпии и проносят до места проведения игр — в античности такой эстафеты не было. Впервые ее организовали в 1936 году перед играми в Берлине. В Древней Греции пламя просто некуда было нести, так как храм Геры находился в паре сотен метров от стадиона. Там действительно горел вечный огонь, который не играл какой-либо роли в самих играх.

О победителях

Кроме тренировок, атлеты соблюдали особую диету. Уже в Гиппократовском корпусе сказано: некоторая пища может помочь победить в состязаниях, но со временем повредит здоровью. В рацион входили всевозможные мясные и молочные продукты — то есть несбалансированное питание. По легенде, кротонец Милон с детства тренировался, поднимая теленка, а когда тот вырос, съел его целиком, запив целой амфорой вина. Однако существуют точные сведения, что античные спортивные тренеры изнуряли своих подопечных постоянными упражнениями и строгой диетой.

Чемпионами становились представители разных слоев населения: однажды в беге победил Полиместр из Милета — пастух коз, который с детства гонялся за кроликами. Большинство участников всё же были выходцами из состоятельных и знатных родов, причем для кого-то победы стали семейным делом. Участвовать в играх (за исключением конных состязаний) могли только эллины, даже в римский период — рабы, конечно, не допускались.

Женщины не состязались в Олимпии и не попадали на игры в принципе. Однако в списке олимпийских победителей есть дамы: лошади Киниски из Спарты дважды побеждали в конном состязании. Сохранившаяся в ее честь надпись и другие античные свидетельства показывают, что современники воспринимали достижение вполне серьезно. Согласно Павсанию, в Олимпии проводились и женские соревнования в честь богини Геры, где участвовали молодые девушки. Они состязались в легком одеянии, в отличие от спартанок, которые, по передаваемому Плутархом преданию, были полностью обнаженными.

В качестве приза вручалась не медаль, а венок из ветвей священной оливы, которая росла возле храма Зевса. Однако когда победитель приезжал в свой город, ему выкатывали бочку меда и тележку с деньгами. В Афинах классического периода он получал сотню амфор с оливковым маслом, украшенных сценами состязаний, и 500 драхм.

— Примерно столько зарабатывал высококвалифицированный рабочий (например, строитель храма) за всю жизнь, так что даже самый бедный олимпиец сразу же становился представителем наиболее состоятельного городского сословия, — добавляет Евгений Афонасин. — В честь своей победы атлеты нередко заказывали дорогостоящие победные песни (эпиникии). Известны случаи, когда города переманивали друг у друга олимпийских победителей, предлагая им гражданство и немалое денежное вознаграждение.

Алёна Литвиненко

Фото из свободных источников (анонс) и предоставлены исследователем