Вместе с Аркадием Бауло участие в выездных исследовательских работах приняла заведующая отделом музееведения кандидат исторических наук Ирина Владимировна Сальникова. Ученые побывали на севере Западной Сибири, изучая традиционную культуру представителей северных манси, обосновавшихся по берегам реки Ляпин.
« Одной из особенностей приполярного отряда ИАЭТ СО РАН является то, что состав экспедиционной группы обычно формируется не более чем из двух-трех человек. По словам Аркадия Бауло, это обусловлено необычным и маловместительным способом передвижения — моторной лодкой.
Этнографы занимались не бытовыми вопросами жизни изучаемого народа, а тем, что связано с его обрядами, религией и ритуалами, а поскольку манси преимущественно рыболовы и охотники, то их сакральная деятельность направлена в основном на эти виды хозяйства.
Исследователь выделяет две основные цели поездки. Первая — поиск мест, где манси жили зимой. Аркадий Бауло объясняет: «Дело в том, что у этого народа были летние и зимние поселения. Когда тепло и есть возможность заниматься рыбной ловлей, расселение шло по берегам рек. В холодный период поселения располагались на высоких местах среди болот». Пробираясь через трясины, специалисты составляли топографическое описание территории: измеряли возможную площадь предполагаемого размещения манси, его положение относительно объектов сакрального значения. Ученые пытались понять, почему народ селился именно на определенном месте, какие факторы влияли на выбор. Это изучение, по словам Бауло, связано не столько с этнографией, сколько с топографией.
Вторая цель экспедиции — поиск ритуальных атрибутов, священных мест и их описание. Приполярный отряд проводил работу и в современных поселениях, и в заброшенных. Используя карты XVIII–XIX века, этнографы находили и обследовали уже не существующие поселки, в которых могли сохраниться руины домов или священных амбаров. Найденные там предметы, археологические артефакты поступили в музей ИАЭТ СО РАН для разного рода междисциплинарных исследований.
Например, описывая находки восточного происхождения, которые использовались манси как священные атрибуты, исследователи работали на стыке этнографии и востоковедения. К таким ритуальным вещам относятся серебряные и бронзовые фигурки из Ирана, Средней Азии, Волжской Булгарии и разные иконографические образы, которые закрепились и продолжают бытовать в культовой атрибутике народа.
Фигура Мир-суснэ-хума (всадника), например, изображается на специфических для северных групп манси жертвенных суконных покрывалах, которые в качестве седла кладутся на коня во время жертвоприношений. Хотя этот народ использовал лошадей только для перевозки сена, а не для верховой езды, образ человека на коне настолько плотно вошел в верования манси, что его начали описывать как главного бога.
« Мир-суснэ-хум, или «человек, озирающий мир», — небесный всадник на белом восьмикрылом коне с золотой гривой. В мифологии манси — посредник на путях живых и мертвых. Чаще всего образу приписывают южное, по некоторым гипотезам восточно-иранское, происхождение.
Аркадий Бауло рассказал про найденные фигуры духов-покровителей, сделанные из множества слоев всевозможных платьев и халатов, и отметил, что в каждой семье был свой божок, охраняющий дом. Ему поклонялись и по праздникам или иным событиям преподносили пищевые жертвы: рюмку водки, рыбу, мясо. Ученый выделил одну из таких находок. Она представляет собой сердцевину (бронзовую средневековую фигурку лягушки, образ которой северные манси соотносили с женским божественным началом), обернутую во много слоев одежды для придания ей антропоморфных черт.
Помимо пищи народ старался приносить в жертву духу-покровителю привлекательные вещи. Одной из них была маленькая жестяная коробочка российского производства, предназначавшаяся для перевозки в дороге мыла. По словам Аркадия Бауло, в обрядовой деятельности хантов и манси помимо таинственности и мистики присутствовали также утилитарные нотки: считалось, что не только люди, но и боги любят красивые предметы, что учитывалось во время жертвоприношений.
Ученый гордится и другими находками, такими как две сабли XIX века: одна из них — обычная русская боевая, а вторая, еще точно не атрибутированная исследователями, удивляет интересной золотой гравировкой с орнаментальными мотивами. Аркадий Бауло предполагает, что она из Бухары, одного из древнейших городов Центральной Азии: «Это редкий артефакт. Мы, конечно, находили несколько сабель, но бухарской не было никогда. У нее очень красиво гравировано лезвие, я думаю, она займет место у нас в фондах». Исследователь отметил, что сабли использовались как инструмент для гаданий. К обоим концам каждой из них были привязаны веревки. Надевая шнур на палец и раскачивая оружие, шаман задавал богам вопросы, ворожил.
Еще ряд найденных вещей связан с обрядовой деятельностью северных манси. Сюда входят маска и рукавица, использовавшиеся в медвежьих праздниках (обряды с танцами и театрализованными представлениями, которые устраивали в честь убитого медведя), и различные головные уборы.
По словам Аркадия Бауло, после небольшой реставрации часть экспонатов будет выставлена, некоторые послужат для дальнейших междисциплинарных исследований. «Этот год очень успешный, мы много привезли, заполнили целую комнату. Теперь у нас есть большая источниковая база для работы», — поделился ученый.
Ирина Сальникова рассказала, что в Берёзовском районе люди очень чтят традиции, пытаются их сохранять и передавать, реконструируют ритуалы своих предков. Исследовательница была поражена тем, что даже современная молодежь с трепетом относится к древним обычаям коренного народа. Сейчас ученые планируют совместную поездку с японским исследователем на место, где будет проводиться один из ритуалов манси — жертвоприношение пяти духам-покровителям.
Екатерина Никифорова
Фото предоставлены Аркадием Бауло