Сибирские ученые развивают новую методику изучения петроглифов

Ученые из Института археологии и этнографии СО РАН и Новосибирского государственного университета в рамках работы совместной лаборатории междисциплинарного изучения первобытного искусства Евразии развивают методику копирования петроглифов с применением 3D-сканирования, фотограмметрии и цифровой фотографии. В результате получается объемная виртуальная модель рисунка, которую можно изучать даже дистанционно.

Объектом копирования в ходе экспедиции новосибирских археологов на юго-восточный Алтай стали наскальные изображения: выбитые и выгравированные фигуры животных, людей, колесниц в широком хронологическом диапазоне, от бронзового века до современности. 
 
Работы на памятниках с петроглифами специалисты проводили преимущественно ночью, чтобы исключить попадание на скальные плоскости прямых солнечных лучей. Ученые применяли методику 3D-сканирования со структурированным подсветом, которая дает более точную информацию о рисунках, чем цифровая фотография. В результате получается высококачественная копия поверхности скалы со всеми трещинами и выбоинами, выбитыми или выгравированными на ней изображениями. 
 
«Оборудование приходилось вручную поднимать наверх, к скальным плоскостям с наиболее интересными фигурами, — комментирует старший научный сотрудник ИАЭТ СО РАН кандидат исторических наук Дмитрий Владимирович Черемисин. — Наиболее тяжелым, но необходимым прибором является бензиновый генератор или аккумуляторы, сам сканер весом около пяти килограммов и аксессуары переносятся командой из двух человек». 
 
Сотрудник ЛМИПИЕ Василий Ковалёв сканирует петроглифы памятника Соок-Тыт (правый берег реки Чаган, южный Алтай)
   Сотрудник ЛМИПИЕ Василий Ковалёв сканирует петроглифы памятника Соок-Тыт (правый берег реки Чаган, южный Алтай)
 
По словам ученого, производительность работы таких приборов в условиях, когда исследования проводятся за тысячи километров от города — в поле или в горах, — невелика. Работа может продвигаться быстро, если всё идет по плану, без помех, а может и вовсе не начаться, например, из-за плохих погодных условий. «Залетит в прибор мотылек — и всё приходится переделывать. Бывает, что область скалы, которая попадает под свет сканера, сильно ограничена, бывает — невозможно затащить сканер на скалу и питать электричеством. Так что это не экспресс-методика, она требует нескольких лет кропотливой работы», — поясняет Дмитрий Черемисин.
 
Технология сканирования дает возможность скопировать не только глубоко выбитые петроглифы, но даже самые тонкие гравированные рисунки, которые очень сложно перерисовать вручную. Полученные данные изучаются с помощью компьютерных программ, что позволяет делать выводы о культурных традициях нанесения наскальных изображений.  
 
«Порой на экране монитора замечаешь то, что на скале не было видно в силу различных факторов, — говорит Дмитрий Черемисин. — Есть и другие преимущества: например, отсканированные снимки можно отправить специалисту, который, изучив их, сможет получить большой объем информации, даже не участвуя в экспедиции». 
 
Кроме того, как отмечает ученый, полученные модели, представляющие собой виртуальные копии древних начертаний, не могут быть повреждены, разрушены, утрачены в ходе техногенного воздействия или вандализма. Таким образом, археологические памятники получают своих цифровых «двойников», не подверженных опасностям туристического освоения заповедного Алтая.    
 
Директор ИАЭТ СО РАН член-корреспондент РАН Михаил Васильевич Шуньков назвал 3D-сканирование перспективным направлением в археологии. «У нас в институте сейчас создается новая лаборатория, которая будет развивать это современное направление, предполагается, что там будут работать в основном молодые сотрудники», — сказал ученый. 
 
Юлия Клюшникова
 
Фото предоставлено Дмитрием Черемисиным