«Например, возьмём сенокосцев. Эти членистоногие из класса паукообразных очень хорошо переносят холод. Буквально до сильных морозов их можно увидеть на стенах домов и на земле. В отличие от пауков, они питаются, в основном, не живой добычей, а мёртвой, — рассказывает старший научный сотрудник Института систематики и экологии животных СО РАН кандидат биологических наук Илья Игоревич Любечанский. — Так в горах в течение практически всего лета в некоторых местах сохраняются снежники и ледники. На их поверхность ветер наносит много насекомых, которые потом служат пищей для различных беспозвоночных. Сенокосцы, пауки, тараканосверчки, а также ряд горных жуков, занимаются тем, что по ночам ходят по этим местам и выискивают себе добычу».
Учёные собирают героев своих исследований не только вручную. Они любят использовать почвенные ловушки — стаканчики, закопанные в землю на одном уровне с поверхностью. «Это что-то вроде микро-ловчих ям — вспомните, как наши древние предки ловили мамонтов, — объясняет Илья Игоревич. — Еще удачнее охота получается, если туда добавить приманку — уксус, или, например, колбасу. И совсем недавно оказалось, что если поставить такие ловушки прямо в слой снега, например, весной в горах Алтая, то тоже будет добыча, да еще какая — особые горные жуки, которых больше нет нигде в мире».
Так, многих жуков хорошо привлекает винный уксус, в связи с чем однажды возникла курьёзная ситуация — во Франции был найден новый вид жужелиц, описанный по сборам исключительно в бутылки с этим продуктом. От известного ранее насекомое отличалось лишь размером. Секрет оказался прост: только маленькие особи могли пробраться в бутылочное горлышко. Потом «новый» вид, естественно, закрыли.
Многие пауки сохраняют активность до середины зимы. Если нет слишком больших морозов, они могут сидеть, например, в трещинах коры деревьев и, когда пригреет солнце, из них выходить и даже охотиться. Исследовательница Татьяна Ивановна Олигер делала зимние учёты пауков в Нижне-Свирском заповеднике, и за 20 лет насчитала больше сотни видов, которые попадались ей в ходе этой работы.
Другие миниатюрные морозостойкие существа — снежные блохи. К ним относятся некоторые виды коллембол или, как их ещё называют, ногохвосток. Эти малюсенькие букашки (максимум — миллиметра 3-4) обладают интересным приспособлением — прыгательной вилкой. Они подгибают под брюшко это устройство, потом отцепляют его, и таким образом способны «пролететь» расстояние в несколько метров.
Особо яркое зрелище снежные блохи представляют собой тогда, когда в больших количествах скапливаются в одном месте — это выглядит, как фиолетовое или почти чёрное пятно на снегу, которое как бы пульсирует. В нём одновременно могут находиться миллионы ногохвосток. «Раньше думали: коллемболы скапливаются, а потом пропадают куда-то или гибнут, в действительности же оказалось, что они могут перемещаться на большие расстояния (обычно это бывает весной, когда солнце уже припекает). Снежные блохи способны ориентироваться по разным предметам вокруг себя, например, по деревьям, и выбирать маршрут. Так эти существа могут преодолевать вплоть до 5-ти км в желаемом направлении», — отмечает Илья Любечанский.
В отличие от многих других членистоногих, которые линяют лишь пару-тройку раз за жизнь, количество «переодеваний» ногохвоток исчисляется десятками. Причём морозы здесь только на руку: чем холоднее условия, тем медленнее идёт метаболизм — и снежные блохи могут жить так годы и даже десятилетия.
Существуют арктические пустыни, где коллемболы бывают практически единственным населением. В таких условиях им не страшны хищники и различные болезнетворные микроорганизмы, поэтому они могут достигать очень большой численности и плотности — до 600 тысяч особей на один квадратный метр.
Снежные блохи питаются разлагающимся органическим веществом, а также различными водорослями, бактериями и грибами, которые на нём развиваются. Органику заносит ветром с воды, с земли, иногда она сохраняется в течение тысячелетий — с древних времён, когда в тех местах ещё не было оледенения.
Коллембола имеет очень интересную форму полового размножения: самец откладывает сперматофор — капсулу со сперматозоидами — и привлекает к нему самку, которая уже сама совершает процедуру оплодотворения.
Хорошо переносить холода способны и некоторые бабочки. Например, зимняя пяденица, которая летает примерно до середины декабря и уже в феврале-марте возобновляет активность. Гусеницы этого насекомого развиваются на самых ранних растениях —бабочка откладывает яйца уже ближе к весне, и личинки практически без конкуренции начинают питаться молодыми побегами всяких первоцветов. В самые холода зимняя пяденица, как правило, находит какое-нибудь укрытие, впадает в анабиоз и ждет, когда начнётся потепление.
Поскольку эти насекомые — холоднокровные животные, сумма положительных температур для них очень важна. При более высоких они способны развиваться быстрее, а если прохладно — этот процесс идёт медленнее. Есть пяденицы, которые живут в очень высоких широтах.
Где насекомые переносят сильные морозы? Находят какие-нибудь укрытия. В лесу — в стволах деревьев, в горах — в курумах. Например, гусеницы некоторых горных бабочек живут под камнями и питаются лишайниками.
Самая северная бабочка, которая встречается в арктических архипелагах — волнянка Росса. У неё развитие гусеницы идёт чрезвычайно долго — до 4-х лет. Всё потому, что она может питаться и набирать вес лишь около месяца в году.
У «снежных» бабочек самки часто бескрылые — не только в морозы, но и во все другие дни они пребывают в благоприятных местах обитания, а «перемешивание» генетического материала осуществляется за счёт самцов, которых ветром выносит в разные другие места.
Ещё одно холодостойкое существо — тараканосверчок. Он интересен тем, что является представителем почти вымершего отряда насекомых. В конце палеозоя, в Пермском периоде их были десятки родов, а сейчас сохранилось только два семейства. Тараканосверчки встречаются в горных системах, особенно в прохладных и влажных местах. Они не способны покинуть свои места обитания, потому что если попадают в какие-то более тёплые условия, это оказывается для них фатально.
Биолог Сергей Юрьевич Стороженко дал некоторым открытым им вымершим родам тараканосверчков «говорящие» названия – Dalduba и Vrezalduba. Так они теперь и именуются в научной литературе.
Также устойчивы к холодам и некоторые виды скорпионовых мух. Например, ледничники. Эти бескрылые букашки обитают в очень холодных местах и «промышляют» тем, что ходят по снегу и собирают различных мёртвых или полумёртвых насекомых. Можно их встретить и в горах Южной Сибири.
Выживать в снегах всем описанным существам помогает особое устройство их организма. Нужно сказать, что большинство растворов имеют точку замерзания гораздо ниже, чем у воды. Например, раствор поваренной соли при определённой концентрации превращается в лёд при температуре -20 °C, а некоторые другие неорганические соли — даже около -70 °C. «То же самое и у насекомых — в их тканях присутствуют растворы электролитов, солей, белковые молекулы, за счёт чего они не промерзают насквозь, — объясняет Илья Любечанский. — Животные гибнут при низких температурах тогда, когда их клетки разрываются под воздействием кристаллов льда. Если этим кристаллам образоваться не дать или поместить их в определённые места клеток, сделать очень маленькими, тогда можно очень сильно понизить температуру организма. Есть как чисто химические механизмы, позволяющие это сделать, так и биологические — существуют особые бактерии, которые живут в тканях некоторых насекомых и растений и контролируют замерзание».
Диана Хомякова