Сотрудники Института философии и права СО РАН рассказали об античных техниках достижения счастья

В «Точке кипения» (Технопарк новосибирского Академгородка) прошел лекторий, посвященный эллинистическим практикам достижения счастья. Мероприятие было организовано автономной некоммерческой организацией «Свободные науки» совместно с Институтом философии и права СО РАН. Философы рассказали о том, как киники, стоики, эпикурейцы и скептики понимали счастье, и какие способы его достижения они предлагали.

Интерес к античной философии не увядает как в академическом сообществе, так и за его пределами. Особенной популярностью пользуется стоицизм. На данный момент существует несколько интернет-сообществ, целью которых является адаптация стоических принципов жизни к современным условиям. Уместно спросить: с чем связан этот интерес? Почему мы обращаемся к античной философии в целом и эллинистическому периоду в частности?
 
С ответов на эти вопросы начал свое выступление кандидат философских наук Александр Афанасьевич Санженаков. По его словам, актуальность практической философии прошлого объясняется тем, что моральные ценности могут конфликтовать, но не отменять друг друга, в то время как теоретические факты (наши знания о мире, научные теории) имеют такое свойство, что более новые и, как правило, более истинные из них ставят крест на предыдущих. Именно поэтому обращение к этике прошлого не является досужим интересом, а способно быть полезным.
 
Другая причина может заключаться в инструментализации современного общества. Так Александр Санженаков обозначил феномен сведения подавляющего большинства сторон жизни к инструментам, призванным удовлетворить желания и потребности человека или решить его конкретные задачи. Отличительной чертой любого инструмента является его ограниченная функциональность, в большинстве своем он имеет одну определенную функцию, которой мы и пользуемся, что очень упрощает наше обращение с ним. Безусловно, такому прагматическому подходу отвечают далеко не все вещи в мире. Любовь, дружба, религия и многое другое не подвержены этому феномену, хотя психологи иногда рассматривают подобные отношения как некий взаимовыгодный обмен. Философия — тоже сложно инструментализируемая вещь, поскольку она многогранна и требует больших интеллектуальных усилий для освоения. Стоицизм (и особенно римский) подчинил все аспекты философской системы этике, а затем предложил емкий набор практических советов для продвигающихся к добродетели. Тем самым дух стоической философии согласуется с реалиями наших дней. До некоторой степени это справедливо и в отношении киников и эпикурейцев.
 
 
Экскурс в эллинистическую философию начался с киников, о которых рассказал кандидат философских наук Владимир Викторович Бровкин. Он отметил, что, по мнению представителей этого направления, все человеческие беды и несчастья происходят от пороков. Поскольку стремление к удовольствиям, богатству, власти, славе развращает, путь к счастью лежит через кардинальную переоценку ценностей и радикальную смену образа жизни. Киники были убеждены, что добродетели достаточно для счастья, однако под добродетелью они понимали умение вести свободную и простую жизнь. Ключевыми понятиями кинической философии были аскетизм и автаркия. Аскетизм киников выражался в полном отказе от материальных благ. Киников можно назвать бродячими философами. Они странствовали по миру и не имели постоянного места жительства. Для них был характерен решительный отказ от всех моральных и общественных установлений. Законы, традиции, государственные нормы, общественная мораль — всё это киники отвергали. Законам общества они противопоставляли законы природы. С этим было связано и их знаменитое эпатажное поведение, которое шокировало и возмущало обывателей. Что касается автаркии, то ее киники понимали как самодостаточное и независимое существование. Они были крайне последовательны в реализации на практике того учения, которое декларировали. Свобода, по их мнению, также связана с таким понятием, как космополитизм, и первым космополитом назвал себя киник Диоген. Представители этой школы не признавали отдельных государств, полагая, что единственным истинным государством является Вселенная. Таким образом, кинизм оказался самым радикальным философским учением в истории западной философии.
 
Следующее выступление было посвящено философии стоиков, и слово было снова предоставлено Александру Санженакову. Стоики также видели добродетель в качестве единственно правильного пути к счастью. Отличительными чертами стоицизма являются фатализм, рационализм, стремление к бесстрастию. Эти философы настаивали, что искусство жизни зиждется на умении разделять вещи на подвластные нам и неподвластные. К первым относятся мнение, стремление, желание, решение, примерами вторых служат имущество, слава, здоровье. Поскольку вторые не могут быть полностью подконтрольны нам, следует всё внимание уделить первым: научиться выносить правильные суждения, упорядочить свои желания, привести в баланс свои стремления. С этой целью человеку нужно уяснить одну вещь: во внешнем мире не существует блага и зла, всё является индифферентным с моральной точки зрения. С этим тезисом связаны некоторые психологические техники, с помощью которых они пытались достичь бесстрастного состояния. В частности, стоики рекомендовали практиковать негативную визуализацию — представлять время от времени, что вы утратили блага, которыми сейчас обладаете. Только подумайте, каково бы вам было, если бы вы потеряли дом, близких, работу, друзей… Такая негативная визуализация позволяет не только подготовить себя к возможным невзгодам, но и почувствовать вкус к жизни.
 
Далее слово опять взял Владимир Бровкин и рассказал об эпикурейской философии. Главная цель, согласно Эпикуру, состоит в достижении безмятежности и покоя. Именно в этом состоянии, по философу, заключается высшее благо и конечная цель жизни. Однако, как отмечает Эпикур, обрести душевное спокойствие человеку мешают многочисленные страхи и пустые желания. Он выступает врачевателем души, протягивает руку помощи всем нуждающимся и объясняет, как можно избавиться от этих преград на пути к счастливой жизни. Учение Эпикура о природе было призвано помочь в избавлении от страхов перед силами природы. Что же касается пустых желаний, то избавление от них достигается с помощью этики. Страх перед богами, согласно Эпикуру, преодолевается путем понимания того, что боги не вмешиваются в дела человека и поэтому бояться их не следует. От страха перед смертью Эпикур призывает освободиться с помощью понимания: смерть не имеет никакого отношения к злу, поскольку всё зло и добро связано с ощущениями, а она является полной утратой ощущений. Еще одну группу страхов составляют страхи перед неумолимой судьбой, но и здесь Эпикур показывает, что они порождаются человеческим невежеством. Философ отстаивает представление о том, что каждый человек является кузнецом своего счастья, и судьба здесь не играет никакой роли. Последнюю категорию страхов составляют страхи, связанные со страданиями. Эпикур рассуждает следующим образом: телесное страдание не может препятствовать счастливой жизни, поскольку сильная боль длится недолго, а слабая боль легко переносима. Вторая часть рецепта счастливой жизни по Эпикуру связана с отказом от пустых желаний. Он разрабатывает учение о желаниях, в основе которого лежит разделение всех желаний на три группы: естественные и необходимые (предметами этих желаний являются добродетель, философия, дружба, безопасность, простая пища и питье); естественные, но не необходимые (предметами этих желаний являются зрелища, музыка, поэзия, любовные наслаждения, семейная жизнь и дети, дорогая пища и питье); неестественные и ненеобходимые (в качестве предметов этих желаний выступают общественно-политическая деятельность, власть, богатство, слава, почести). Удовлетворение первой категории ведет человека к душевному спокойствию и телесному здоровью, а значит и к счастью. Исполнение желаний из второй категории может разнообразить нашу жизнь, но также может привести к страданиям. Наконец, устремления из третьей категории в любом случае ведут к страданиям и не могут никак способствовать счастливой жизни. 
 
Олег Рудин
   Олег Рудин
 
Вышеизложенные позиции были раскритикованы скептиками, о которых рассказал магистр философии Новосибирского государственного и Лейпцигского университетов Денис Константинович Маслов. Скептики противопоставляли себя догматикам, поскольку последние считали, что нашли истину, в то время как скептики продолжают ее искать. Они отказываются считать истинным любое утверждение типа «благо по природе есть Х», где Х может выступать как удовольствие (киренаики), отсутствие страданий, страхов и бестревожность (эпикурейцы), добродетель (стоики), автаркия, то есть независимость от социальных норм (киники). Если мы не знаем, к какому благу нам следует стремиться, то внимание морального субъекта переносится с внешнего мира в мир внутренний. Так, скептики полагают, что «невозмутимость (др.-греч. ἀταραξία, атараксия) в вещах, подлежащих нашему мнению» есть необходимое следствие из разногласий мнений относительно блага, к которому человек должен стремиться. 
 
Воздержание от суждений стало основным инструментом скептиков против беспокойства и невзгод. Источник беспокойства заключается в самой структуре мнения, поскольку, полагая нечто за благо, люди начинают напряженно стремиться к нему и напряженно избегать противоположных ему зол. Не обладая благом, мы будем терзаться из-за этого, и даже после приобретения того, что им считается, тревога не исчезнет, поскольку останется страх потери блага и возможности преследования со стороны зла. Всякое истинностное суждение в той мере, в которой мы стремимся к истине, и истина, которая направляет нас к благу, — всё это также окажется источником беспокойства, поскольку предполагаемая истина может оказаться ложью, а полагать ложное мнение за истину является злом, которого надо избегать. Знание может обернуться незнанием и с этической стороны злом, поэтому скептики продолжают поиск.
 
Далее, если с человеком приключается какое-либо зло (например, боль), то он, с одной стороны, испытывает на себе само ощущение, а с другой стороны, к этому еще присовокупляется его мнение о том, что он переносит нечто дурное. Скептики предлагают уменьшить вдвое эту нагрузку, отказавшись выносить мнения относительно хороших и плохих событий нашей жизни о том, что они суть хорошие или плохие, в результате чего остается только ощущение без отягощающего душу мнения. Возникает вопрос: как можно жить без мнений? Вместо них мы можем руководствоваться естественными желаниями, указывающими нам путь к еде и питью, а также здравым рассудком, правилами и нормами того общества, в котором находимся.
 
Подытоживающим выступлением стал доклад аспиранта Института философии и права СО РАН Олега Рудина. Выступление было посвящено Мишелю Фуко, который под конец своей жизни обратился к богатому наследию античной философии в поисках «практик освобождения», позволяющих человеку самостоятельно выстраивать собственную жизнь. Максима, определяющая последний проект Фуко, — это слова Горация Sapere aude, в переложении Иммануила Канта звучащие как «имей мужество пользоваться собственным разумом». В центре исследования Фуко была философия I—II вв. н. э. — «золотой век заботы о себе». Особое внимание он уделил римскому стоицизму как главенствующему направлению мысли этого периода. Древнегреческий императив «заботы о себе», выражающий во времена позднего стоицизма всеобщее и безусловное требование на протяжении всей жизни заниматься собой, был положен Фуко в основу изучения античной философии. Как он полагал, «забота о себе» состояла из различных упражнений, которые он назвал «практиками себя». Олег Рудин рассмотрел основные из них. Слушание, чтение и письмо — практики, служащие для оснащения истинными речами, под которыми подразумеваются лапидарные сентенции, заключающие этические предписания о том, как должно жить. Досмотр души — анализ своих поступков, совершенных за день, с целью избавиться от негативных эмоций, скорректировать программу жизни и спокойно отойти к безмятежному сну. Мысленное предварение зол — отмена реальности зла и негативного будущего через промысливание худших из возможных бедствий как неотвратимых и происходящих в данный момент. Размышление о смерти — упражнение, позволяющее увидеть свою жизнь в истинном свете и понять, чего стоит твоя жизнь и ты сам. 
 
Александр Санженаков, Владимир Бровкин, Денис Маслов, Олег Рудин 
 
Фото Александра Санженакова