До тех пор, пока на планете будут существовать отдельные государства со своей гео- и просто политикой, трансграничные территории останутся точками соприкосновения их интересов. Обобщающий доклад на тему того, что ищут сопредельные страны Азии друг в друге, сделал на конференции «Природоохранное сотрудничество в трансграничных экологических регионах: Россия – Китай – Монголия» директор Института природных ресурсов, экологии и криологии СО РАН (г. Чита) доктор геолого-минералогических наук Алексей Борисович Птицын.
Российской Федерации, по мнению ученого, главным образом нужны водные ресурсы, причем, важен не только их объем, но и качество. Что касается первого, то здесь максимальное беспокойство вызывает Аргунь, активно используемая КНР для пополнения озера Далай-Нор. Экологическая же ситуация более всего удручает в отношении рек Амур и Селенга.
Конечно же, наша страна, как и остальные, заинтересовала в создании совместных предприятий по добыче и переработке полезных ископаемых: при этом должна формироваться общая инфраструктура. Последняя может быть использована в качестве основы и точки роста трансграничного экономического пространства. «Китайская сторона активно выступает за это, развивая транспортные коммуникации, но встречного движения со стороны России нет», - отмечает Алексей Птицын. Немаловажны для РФ и новые рынки сбыта, однако, как считает ученый, сегодня наша страна готова торговать лишь сырьем, что экономически невыгодно. Он подчеркивает: «Поэтому важнейшая задача российской стороны – создание в приграничных районах перерабатывающих предприятий, в первую очередь горнорудной и лесной промышленностей». Подводя итог, специалист называет спектр интересов России весьма скромным – хотя в принципе возможности здесь достаточно широки.
Ну а как наш сосед, развивающийся гигантскими темпами – Китай? (Иногда возникает ощущение, что его приводят в пример нашей стране так же, как заботливые мамы нерадивым чадам – соседа-отличника). КНР хочет расширения своего присутствия в сопредельных регионах РФ – чего, собственно, и не скрывает. «Наиболее болезненной тенденцией является перенесение на нашу территорию запрещенных, «грязных» производств», - невесело констатирует Алексей Птицын. Конечно же, Россия для Китая была и остается перспективным импортером как промышленной, так и сельхозпродукции. Не будем также забывать и о миграции в страну китайской рабочей силы.
Однако КНР кое-что и ввозит. В первую очередь - научные разработки. Ученый отмечает: «Несмотря на то, что там и финансирование, и обеспечение научным оборудованием намного лучше, чем в РФ, в области создания технологий мы все еще
опережаем. Поэтому Китай заинтересован в российских «мозгах»». Кроме того, как указывает Птицын, там намного лучше поставлена система сбора информации (научной и производственной), которая обеспечивает высокие темпы экономического развития.
Что касается небольшой Монголии, то она, следуя примеру КНР, тоже активно продвигает сотрудничество с Россией в области знаний и разработок. Развитие взаимодействия в этой сфере происходит буквально на наших глазах: подписываются многочисленные соглашения с институтами и научными центрами, отечественные ученые привлекаются в качестве приглашенных специалистов. «Если же говорить об эколого-экономических проблемах, то здесь наибольший интерес представляют вопросы опустынивания и выработка превентивных мер по снижению его негативных последствий», - рассказывает Алексей Птицын.
Прогнозы, которые вырисовываются при сохранении текущей ситуации, еще раз повторяют уже многажды сказанное. Здесь ученый не открывает америк, но всего лишь дополнительный раз подчеркивает: если всё будет идти, как идет, Россия имеет высокие шансы превратиться в сырьевой придаток Китая. В частности, обеспокоенность вызывает заинтересованность КНР в сохранении собственных лесов, и, соответственно, в экспорте древесного сырья, причем, предпочтительно, в необработанном виде, из РФ. Не стоит забывать и активно развивающуюся Индию: страну с нами не граничащую, но весьма значимую в азиатском регионе и быстро завоевывающую пространство на мировых рынках. «Мы можем в принципе потерять возможность занять ведущие позиции в глобальной экономике», - подводит итог Алексей Птицын.
Екатерина Пустолякова
Фото: анонс, (2) - pk25.ru, (1) - Е. Пустолякова