Учёные: в Новосибирске нет смертоносных для человека пауков

Жители Новосибирской области бьют тревогу — они находят в окрестностях необычных пауков и принимают их за экзотического для наших широт каракурта, чей яд смертелен для человека. Хотя на самом деле это похожие на него, но гораздо более безобидные пауки рода Steatoda — аборигенные обитатели местных полей.

«В последнее время то здесь, то там появляются публикации, что каракуртов находят в Новосибирской области и даже в центре города — мол, из-за глобального потепления они пришли в Сибирь и осваивают новые территории. Это вызывает панику. К нам в институт поступают жалобы через городской административный сайт, нас просят разобраться в ситуации, — рассказывает старший научный сотрудник лаборатории систематики беспозвоночных животных Института систематики и экологии животных СО РАН кандидат биологических наук Галина Николаевна Азаркина. — Как правило, найденные членистоногие оказываются близкими к каракуртам, принадлежащими к тому же семейству пауками рода Steatoda, которых иначе называют «ложной чёрной вдовой».
 
Steatoda albomaculata
 

Яд каракуртов относится к нейротоксинам. Если не применить соответствующие меры, то с большой долей вероятности возможен летальный исход (это зависит от пола, возраста, сытости паука и индивидуальных особенностей организма пострадавшего). В первые минуты укус практически незаметен, по ощущениям он напоминает «укол» комара. На коже возникает маленькое красное пятнышко, которое очень быстро исчезает. Настоящие симптомы начинают проявляться в промежутке от десяти минут до часа после укуса (тогда как меры необходимо предпринимать гораздо раньше). Сначала укушенный чувствует ломоту во всем теле, начинает болеть поясница, верхний и нижний пресс, боль нарастает, становясь невыносимой. Потом она спадает, на человека наваливается слабость, он бледнеет, у него текут слезы, подступает тошнота, учащается сердцебиение. Затем происходит помутнение сознания, пострадавший перестаёт оценивать обстановку и узнавать окружающих, к нему приходят депрессия и страх. Если вовремя не ввести противоядие, всё это может привести к смерти.

 
Стеатод и каракуртов часто путают, потому что внешне они очень похожи (особенно для обывателя) — устрашающе выглядящее чёрное тельце с длинными ногами, на спине — пятнышки. Стеатоды тоже ядовиты, но, в отличие от каракуртов, совершенно не опасны для человека. Размер их хелицер (ротовых придатков, играющих роль челюсти) составляет 4—7 мм — зачастую они даже не могут пробить кожу человека, а яд во много раз слабее. Место укуса, конечно, может поболеть несколько дней, но, если у человека нет специфической аллергии к составляющим яда, ни о каком летальном исходе речи быть не может. У нас встречаются три вида – Стеатода белоточечная (Steatoda albomaculata), Стеатода двуточечная (Steatoda bipunctata) и Стеатода большая (Steatoda grossa) , они очень широко распространены, их ареал — вся Евразия, Северная Америка в умеренной зоне, последний вид есть и в Южной Америке.
 
Каракурт в нашей стране в основном обитает в южных регионах. Кроме того, его можно встретить в Южной Европе, в Передней, Средней и Центральной Азии, Северной Африке. Самая северная граница распространения каракуртов  — Омская область (это та же 55-ая широта, что и у Новосибирска, однако там более сухо). И то, как рассказывает Галина Азаркина, каракурты там не живут, а только иногда «долетают». Молодь пауков этого семейства имеет интересную особенность расселения — они путешествуют на паутинках. 
 
Неполовозрелая самка каракурта
 
Каракурты живут один год, затем самка умирает, а её дети зимуют в коконе. Когда приходит весна, они вылупляются, линяют, а потом находят «аэродром», откуда можно взлететь. Там выстраивается очередь из паучков, и в таком «зале ожидания» они могут провести довольно длительное время. Энтомолог из Средней Азии доктор биологических наук П.И. Мариковский в молодые годы занимавшийся изучением каракуртов и тарантулов, долго не мог понять, что же именно они ждут. Оказалось — восходящие потоки воздуха, которые отправляют юных пауков не очень далеко, но позволяют им расселяться. Иногда случаются казусы, и потоки ветра подхватывают «путешественников» и разносят их на достаточно большие расстояния — до нескольких тысяч километров. «Я сама ловила каракуртов на юге Кулундинской степи в Алтайском крае, недалеко от границы с Казахстаном в 1999 году. Затем, в 2002-м  мне привозили самку из Барнаула. Я предполагаю, что там просто были тёплые зимы, и вполне возможно, что коконы перезимовали, а поскольку миграция населения у нас достаточно сильная — из деревень, из южных районов в города, их могли просто завести с сумками. Однако о массовом переселении каракурта из южных районов в северные говорить пока не приходится. Дело в том, что эти пауки  — существа всё-таки теплолюбивые. Они живут в жарких, сухих степях и полупустынях, а суровый сибирский климат для них губителен», — отмечает исследовательница. В последние годы учёные отмечают устойчивую популяцию каракуртов в окрестностях Павлодара (Казахстан), но информации об укусах человека, по словам местных энтомологов и санветслужбы, не поступало.
 
Каракурты хоть и ядовиты, но агрессивными их назвать нельзя. Обычно они прячутся в каком-нибудь укромном месте и медленно занимаются там своими делами. На человека нападают от испуга, если он неожиданно потревожит — например, будучи в степи, засунет ногу в ботинок, не проверив его предварительно на наличие «гостя». 
 
Вовремя применив соответствующие меры, яд каракурта можно нейтрализовать. Если вы заметили укус в первые одну-две минуты, надо приложить к этому месту пару головок спичек и поджечь их. Если позже — необходимо  быстрее мчаться в больницу и вводить специальную сыворотку (когда каракурта находили на Алтае, в Барнаул в срочном порядке привезли эту сыворотку из Средней Азии).
 
Маленькие каракурты гораздо менее ядовиты, чем взрослые пауки. Наиболее опасны самки, особенно голодные — если они какое-то время не ели, то яд у них становится очень сильным. Самцы тоже ядовиты, но поскольку они в два-три раза меньше самки, у них не хватает сил прокусить кожу человека, да и яд у них послабее. 
 
Самец и самка каракурта
 
Отличить половозрелую самку  каракурта от неполовозрелой достаточно легко. Первые полностью чёрные, а если перевернуть, снизу видно красное пятнышко в форме песочных часов, у неполовозрелых сверху можно насчитать 13 красных точек (хотя иногда у половозрелых самок наблюдаются остаточные пятна и цвет «песочных часов» варьирует от жёлтого до красного). Даже видовое название этого паука, tredecimguttatus, переводится с латинского как тринадцатиточечный. Учёный Росси, описавший в 1790 году этот вид, был очень набожным и решил, что такое ядовитое создание, да ещё и с таким говорящим числом пятен на спине, определённо должно быть дьявольским отродьем.
 

Каракуртов называют «чёрными вдовами», потому что его самки съедают самцов после спаривания. Хотя более детальное наблюдение показало: нередко половой акт заканчивается и благополучно. Самка может воспринимать самца и как полового партнёра, и как еду, в зависимости от своего возраста и чувства сытости. 

 
Наиболее чувствителен к яду этих пауков крупный рогатый скот — овцы, коровы, наименее — грызуны и собаки. Яд затрагивает в первую очередь обмен ионами кальция в клеточной мембране, возможно, стойкость животных к укусам как-то связана с этим.
 
По словам Галины Азаркиной, сейчас в Сибири опасных для жизни человека пауков нет: «У нас живут южнорусские тарантулы, но их яд не смертелен для человека. Есть ещё небольшие паучки-мешкопряды хейракантиумы, однако ядовитость их не доказана. Что касается каракуртов, вряд ли в ближайшее время  у нас настолько потеплеет, что они придут жить сюда. Конечно, учёные замечают, что южная фауна поднимается к северу, но, я думаю, эффект потепления несколько преувеличен».
 
Диана Хомякова
 
Фото: Галины Азаркиной (анонс, 1),Сергея Титова (2,3)