В Институте ядерной физики им. Г. И. Будкера СО РАН проходит международное совещание по ускорителям-рекуператорам

Ускорителей-рекуператоров (energy recovery linacs) работает всего три во всем мире: один в Новосибирске в ИЯФ СО РАН, другой – в национальной лаборатории им. Т. Джефферсона (США) и третий – в лаборатории Дарсбери (Англия).  Новосибирский единственный имеет 4 дорожки. По словам сотрудника ИЯФ СО РАН член-корреспондента РАН Николая Александровича Винокурова, это – уникальное оборудование, нужно только использовать его правильно, тогда и результаты будут уникальные.
Лазер на свободных электронах, ИЯФ СО РАН
— На базе ускорителя-рекуператора ИЯФ СО РАН сейчас работает два лазера на свободных электронах, — говорит Николай Винокуров, — мы  планируем в конце этого года запустить третий на базе того же ускорителя-рекуператора, это позволит расширить диапазон излучения и пользовательские возможности.

На совещание, которое продлится 4 дня, съехались ученые из многих стран мира, количество иностранных участников насчитывает 50 человек. Некоторые, например, как директор Центра ускорительных науки и образования университета Стони Брук и Брукхэйвенской национальной лаборатории (США) Владимир Николаевич Литвиненко делают доклады, другие приехали в ИЯФ, чтобы посмотреть, как создан лазер на свободных электронах, так как планируют тоже сделать подобный прибор.

— У меня 4 доклада на этом совещании. Так получилось. Я выслал 4 варианта тезисов, думал, что возьмут только один, а взяли все, — делится Владимир Литвиненко. Он — бывший сотрудник ИЯФ СО РАН, уехал из страны в 90-х годах, говорит, что появилась возможность сделать работу, которую он давно хотел.  На просьбу журналистов, оценить институт СО РАН на мировом уровне, отметил, что тяжело соревноваться с миллиардными вложениями в других странах. Многие организации и государства сейчас объединяются для строительства крупных и дорогостоящих установок, и Новосибирск тоже участвует в этих проектах, например, в строительстве БАК.

Ускоритель-рекуператор – это особый тип ускорителя, который может не только разогнать частицы, но и замедлить. Обычно в физических экспериментах частицы разгоняются и сталкиваются, в результате образуются какие-то новые частицы, ученые их фиксируют и анализируют, а оставшийся пучок направляется в поглотитель и рассеивается. Но при работе с сильноточными пучками заряженных частиц большая часть их мощности остается в уже использованном пучке, и получается, что рассеивать его нерационально, потому что эту мощность можно вернуть обратно в ускоритель, особым образом направив туда пучок.
Николай Винокуров
— Этот тип ускорителя сейчас используются в основном для лазеров на свободных электронах, — поясняет Николай Винокуров, — но разрабатываются и другие перспективные применения: в физике элементарных частиц, например, или при решении прикладных задач.

С помощью лазеров на свободных электронах (которые как раз работают на ускорителях-рекуператорах) можно питать спутники в космосе, обрабатывать различные поверхности, изучать и воздействовать на химические реакции, исследовать влияние терагерцового излучения на живые системы.

Подготовила Юлия Позднякова

Фото автора