Знания: от отцов к детям

В минувшую субботу прошла образовательная конференция NB Novosibirsk, которая сменила уже ставшую немного традиционной для города Новоблогику. Как значилось на сайте мероприятия, темой обозначен обмен знаниями между отцами и детьми. Для тех, кто не смог присутствовать или смотреть трансляцию, мы подготовили небольшой дайджест самых интересных докладов.

Открыл «докладную» часть конференции Виктор Сонькин, автор книги «Здесь был Рим» и лауреат премии «Просветитель». Он рассказывал о недовольстве молодежью от Ромула до наших дней, и  — да-да, в каждый период времени находился тот, кто считал, что «теперича не то, что давеча», а дети совсем испортились. Его доклад так впечатлил журналиста «Науки в Сибири», что она взялась сделать об этом отдельный материал, который появится в ближайшее время на наших страницах.
Софья Пантелеева
Почему собака рада вас видеть?

Сотрудник Института систематики и экологии животных СО РАН, специалист по поведению животных, кандидат биологических наук Софья Пантелеева поведала гостям конференции о поведенческих стереотипах, которые помогают и мешают жить.

— Что такое стереотип? Это — печатная форма или клише, с которых делаются оттиски. Если выполнять процедуру качественно, то копии будут одинаковые, а если небрежно — не очень. Клише могут стареть и изменяться, — рассказала лектор.  

Поведенческий стереотип тоже в своем роде клише — постоянная по составу последовательность элементов поведения. Например, если гусыня высиживает яйца, и одно откатилось, то она определенными движениями подкатывает его к себе. Или собака подает лапу тем же движением, каким она, будучи щенком, массировала грудь матери, ожидая чего-то хорошего. При этом стереотипы могу эволюционировать.

— Те, у кого есть собаки, приходя домой, терпят нападки животных. Откуда это получилось? Щенки, когда в логово приходит отец и мать, радостно встречают их, чтобы родитель срыгнул пищу. Так что, если собака вас так приветствует, она ждет: вы что-нибудь ей «срыгнете», — улыбается Софья Пантелеева.

Помимо наследственных стереотипов могут быть выученные, например, движения при игре на музыкальных инструментах. Каждый поведенческий элемент состоит из нескольких блоков: сначала появляется желание (например, поесть),  это вызывает действие (купить, приготовить, сходить на кухню), а успешное выполнение задачи ведет за собой удовлетворение, таким образом возникает связь между удовлетворением и действием. Однако в этой системе могут проявляться различные сбои. Например, синдром Туретта, характеризующийся непроизвольными двигательными движениями как раз вызван таким сбоем. По словам Софьи Пантелеевой, в мозге есть центр, отвечающий за моторные стереотипы, он называется «скорлупа»; у человека страдающего синдромом, она слишком активна, а тормозные реакции наоборот ослаблены, поэтому удовлетворение не приходит и процесс «желание—действие» зацикливается. При обсессивно-компульсивном расстройстве люди страдают от навязчивых мыслей: о чистоте, порядке, выключенных розетках. Один человек переживал от того, что не был уверен: не сбил ли он кого-то, когда ехал на машине. Это сходный процесс, но он связан не со скорлупой, а с хвостатым ядром (другим отделом мозга), которое отвечает уже за мыслительные процессы.

Существует целый цикл расстройств, обусловленных сбоями в системе возникновения стереотипов. Так что они очень важны для человеческого организма.
Александра Борисова
Города будущего: тщательно спланированные, автоматические, энергоэффективные и красивые

Руководитель проекта «ТАСС-Наука» (портал «Чердак») Александра Борисова рассказала присутствующим о городах будущего. По ее словам, сейчас развиваются крупные человеческие поселения, и прирост жителей приходится в основном на трущобы. Особенно активно города растут в Африке, Южной Америке и Азии.

— Чтобы избежать трущоб, поселения нужно строить сознательно, — считает Александра. —  Города будущего — тщательно спланированные, автоматические, энергоэффективные и красивые. Как их получить? В первую очередь нужно понимать, что нет естественной городской среды, ее нужно выстраивать. Например, моделировать трафик, анализировать и на основе этого планировать, как использовать пространство максимально эффективно, причем для всех: велосипедистов, пешеходов, автомобилистов.

В качестве примера она приводит Дортмунд, который был частью промышленного Рурского региона (Германия, Северный Рейн—Вестфалия). После того, как оттуда вывезли оборудование, встал вопрос, что же делать с землей? Было решено из промзоны с железнодорожными путями создать искусственное озеро. Просчитали всё: очистку почвы, соотношение количества квартир с рекреационными объектами при будущем строительстве, развлечения и прочее. Конечно, проект получился очень дорогостоящим, но в результате окупился: успешно удалось продать все построенное жилье.
 
—  Никакая невидимая рука рынка здесь не поможет. Можно давать волю рынку там, где речь идет о прибыли, а из красоты среды нельзя получить прибыль, — считает Александра Борисова, отдавая приоритет планированию в данном случае.
 
По ее словам, города будущего станут автоматическими, в первую очередь это коснется транспорта: и личного, и общественного. Другой важный параметр — энергоэффективность: сейчас уже есть дома, которые полностью обеспечивают себя энергией за счет солнечных батарей и хорошей изоляции, машины планируется перевести на электродвигатели. Но для жителей Сибири многие из этих технологий пока, к сожалению, недоступны: аккумуляторы не выдерживают низких температур, солнце бывает не часто и так далее. Поэтому придется придумывать что-то свое, с учетом наших климатических особенностей.
Александр Хохлов
Пилотируемая космонавтика: куда идти дальше?

Инженер и популяризатор космонавтики, соавтор альманаха «Хочу всё знать» Александр Хохлов сразу немного расстроил аудиторию высказыванием, что в этой сфере все уже придумано до нас.

— Тенденция такова, что почти все проекты, которые мы, дети, сможем реализовать в 21 веке, были замыслены нашими отцами. Ничего нового мы спланировать не сможем — физика накладывает ограничения, — отметил Александр Хохлов. — Ракетную технику, которая сегодня является основным средством доставки людей и приборов, разработали два человека:  Вернер фон Браун (конструктор Фау-2, в последствие работавший в США, эти достижения использовались при полете на Луну) и Сергей Павлович Королев (запуск первого спутника и человека в космос).

Основные наши цели на сегодня: Луна, Марс и астероиды. Считается, что если мы одолеем первую и последнюю, то это приблизит нас к полету на красную планету. Однако сроки различных миссий постоянно сдвигаются, по мнению Александра, основная проблема — в целеполагании и финансах.  

— Сейчас основная задача работы людей на Международной космической станции — подготовка экспедиции к Марсу и Луне, технические и медицинские эксперименты. Если мы не полетим, все эти миллиарды, вложенные в МКС, уйдут в никуда, поэтому целеполагание — это очень важно, — объясняет спикер.  

Александр Хохлов считает, что пилотируемую космонавтику можно развивать только за счет государства.

— Большой сегмент космического рынка — частный, но он в основном ориентирован на такие вещи как связь, дистанционное зондирование земли, фотографирование, спутники—трансляторы для ТВ и интернета. Здесь проблем нет: есть большие бюджеты, телекоммуникационные компании, которые зарабатывают огромные деньги, готовые заказывать спутники и выводить их на орбиту. Этот сегмент рынка будет развиваться и прогрессировать. Проблема в пилотируемой космонавтике: куда идти дальше? Здесь финансы может дать только государство. Даже если все миллиардеры скинутся, этого будет недостаточно для серьезного освоения космоса. Все человечество должно включаться в этот процесс: через государство и правительство как представителей.

Прогнозы относительно участия РФ в этих процессах пока делать нельзя. По словам лектора, с конца 80-х годов у России не было ни одного межпланетного космического аппарата. Марс-96 и Фобос-грунт ушли на дно океана.

— Россия претендует на статус космической державы, но космос мы не изучаем, наши аппараты гибнут, — сокрушается Александр Хохлов.
 
В то время как другие страны весьма активны. Например, Китай развивает проект лунной станции. Недавно они провели эксперимент по изоляции — «Лунный дворец» — с помощью коллег из Красноярска, создавших и развивающих систему жизнеобеспечения БИОС-3. В США создается несколько кораблей: самый большой — Орион, разработки ведут также компании Boeing и SpaceX, из СМИ мы знаем про аппарат «Новые горизонты», подаривший нам недавно фотографии Плутона. Европейское космическое агентство запустило «Розетту» с зондом «Филы». Много станций для изучения космоса и Вселенной разработано в Японии, Индия сосредоточила свои интересы на изучении Луны и Марса.

Следующий этап в космонавтике, по мнению Александра, — исследование экзопланет. До 1995 года мы вообще не знали о космических телах за пределами солнечной системы.

— Мы не полетим к звездам, но наши внуки, может быть, правнуки — да. Это основная цель после освоения солнечной системы. Возможно, попытки будут во второй половине 21 века, и сначала с помощью беспилотных зондов, — пытается прогнозировать Александр. — Однако здесь есть важный технологический момент. Для полетов дальше Марса нужно развивать атомную и термоядерную энергетику. Страх перед ними тормозит развитие космической программы.
Егор Задереев
Планктон – звучит гордо!

Учёный секретарь Института биофизики СО РАН, кандидат биологических наук Егор Задереев попытался простым языком с помощью аналогий и метафор объяснить десять преимуществ озёрного планктона над офисным:

— Это слово в русском языке имеет отрицательные коннотации (нечто презрительное), на самом деле, планктон — гордое и замечательное понятие, — с такого утверждения начал своё выступление Задереев.

Известно, что у человека намного меньше генов, чем у организмов, дрейфующих в толще воды. Но, по словам учёного, это не даёт планктону никаких преимуществ, чаще даже наоборот — приносит вред: так как важно не количество, а качество участков ДНК.

— Процесс повреждения —  нормальная штука, но что с ним делать? Клетки умные — у них есть механизмы репарации ДНК — восстановления до первоначального состояния. Как оценить эффективность этого приспособления? Можно это сделать, например, по его устойчивости к воздействию радиации с помощью единицы, которая называется Грей (единица поглощённой дозы ионизирующего излучения), — рассказывает Егор. — Не советую вам в поисковике это слово забивать, чтобы узнать больше про радиацию, потому в выдачу получите также сведения о работе и жизни известной киноактрисы...

Для обычного человека доза в 2-3 Грея, по утверждению Задереева, великовато: «не важно, говорим мы о радиации или об известной киноактрисе».
 
— Дафнии спокойно переносят 20-30 Грей, но лучше всех существо под названием диплоидная коловратка — она выносит 500-600 грей. За счёт того, что у неё эффективные методы репарации ДНК.

Красноярский учёный привёл ещё несколько примеров  преимущества озерного планктона над офисным, где была, например, возможность отложить уже имеющуюся беременность на неопределенный срок или получить потомков без участия отца, и сделал заключение «планктон — это звучит гордо!»
Алексей Паевский (после доклада)
Реальный смысл Нобелевских премий

Популяризатор науки, главный редактор журнала «За науку» Московского физико-технического института Алексей Паевский в своём докладе «Десять нобелевских премий вокруг нас: что означают научные достижения» попытался составить личный рейтинг лауреатов этой престижной награды. В него вошли учёные, чьи исследования действительно подходят под критерии завещания изобретателя динамита — открытия были совершены в прошлом году и принесли максимальную практическую пользу человечеству, то есть плоды трудов этих людей реально можно «пощупать».

—  В моём рейтинге есть человек, которого все путают с автором книг о Джеймсе Бонде. О британском биологе Александре Флеминге не знают почти ничего, а на самом деле он открыл пенициллин. Правда, совершенно случайно. Так же как он стал микробиологом — у него всё в жизни было случайно, — привёл пример научного достижения, чья польза очевидна, популяризатор.

Также в персональном рейтинге Паевского обозначен немецкий физик, чьё открытие также неоспоримо: «Рентген – это наше всё! Его используют не только в медицине, но и космосе, технике и так далее. Интересно, что знаменитый первый снимок рентгеновского излучения — рука с кольцом — это фотография не жены учёного, как принято считать, а его лаборантки».  

На первое место редактор «За науки» поставил трёх изобретателей, выдающихся физиков за достижение, считающиеся решением, которое само себе ищет задачу:  
 
— Это лазеры — их можно отнести к главным открытием XX века! Создателями таких технологий являются нобелевские лауреаты Александр Прохоров, Николай Басов и Чарльз Таунс, — подытожил эксперт.  
Докладчики конференции
За тех, кто в море!

На прошедшей конференции помимо учёных и популяризаторов выступал старший вице-президент банка «Открытие» и яхтсмен Борис Дьяконов. Он рассказал про то, как  морские управленческие практики могут применяться в бизнесе.  

— Как ни странно, очень большая часть быта моряков — подготовка к катастрофе. Так и в организации — нужно просчитывать ходы: что делать, если вдруг всё пропало с учётом того, что выживаемость зачастую определяется не внешней средой, а внутренним состоянием коллектива! — объяснил банкир.

Дьяконов дал несколько небольших уроков менеджмента на примере законов поведения в море:

— Мне истории про корабли всегда казались рассказами про лидерство, личность, про подавление авторитетом, пока я не наткнулся на книгу одного капитана атомной подлодки, который писал о том, как ему попался совершенно недееспособный деморализованный экипаж. Представьте: корабль, на котором нет роскоши GPS, и моряки до сих пор прокладывают маршрут по бумажной карте, уходит в многомесячное автономное плавание, и на этом фоне капитан решил развить демократию. Он оставил за собой одну команду — пуск ядерной бомбы. Всё остальное решал экипаж самостоятельно, — пояснил вице-президент банка.

Выступающий признался, что эта история несколько «американская», в хорошем смысле этого слова.

— После прочтения я подумал, если даже в условиях атомной подлодки (без всякой связи с родными в Ледовитом океане — там подводный корабль даже не видно со спутников!) смогли сделать местом для творчества и развития, где здравый смысл и ответственность оказались гораздо важнее инструкций, то и в бизнесе можно применять такие же практики! И мы в банке запускали подобную управленческую штуку — холакратию, когда нет привычного начальства, и каждый несёт сам ответственность и принимает решения, и мы выжили во многом благодаря такой адаптивности!  

Конечно, мы рассказали не обо всех докладах, прослушанных на конференции, но эти особенно запали в душу корреспондентов «Науки в Сибири». Отметим также, что организаторами конференции выступил альманах metkere.com. Лучший друг конференции — Русгидро.  Друзья конференции — премия «Просветитель», Информационные центры по атомной энергии, Академпарк, Новосибирский государственный университет, Чердак, BG Production, «Фабрика гениев».

Юлия Позднякова, Марина Москаленко

Фото: Юлия Позднякова

 

Подготовлено в рамках информационного партнерства