Геннадий Красников — о научных проектах в регионах, профессорах РАН и привлечении молодежи в науку

Геннадий Красников

Президент Российской академии наук академик Геннадий Яковлевич Красников в ходе интервью для изданий региональных отделений РАН рассказал о наиболее востребованных работах в разных регионах, корпусе профессоров РАН и работе по привлечению молодых кадров в науку.

— Какой вы видите стратегию работы с регионами и региональными отделениями? 

— Мы выстроили отношения с органами государственной власти в разных регионах таким образом, чтобы они могли определять основные проблемы региона для практических работ, совместных с Академией наук. С фундаментальной наукой взаимодействуют тематические отделения. Исследования, которые выполняются у нас, действительно мирового уровня, но необходимы также прикладные проекты. Например, для Сибири важны работы, связанные с Байкалом и его состоянием, переработкой отходов Байкальского целлюлозно-бумажного комбината. Еще один важный вопрос  — сбалансированная электросистема Сибирского региона.  

— Можно ли выделить еще какие-то важные для Сибири проекты?  

— Выделить отдельные проекты очень сложно, потому что подобных региональных задач очень много. Очень остро сейчас стоит вопрос климата, что актуализирует исследования процессов деградации вечной мерзлоты. Этими работами должны заниматься в том числе, например, биологи, представители сельскохозяйственной науки, потому что подобная динамика может быть связана с возникновением новых заболеваний растений, животных и даже человека. Важны исследования, сопряженные с освоением Северного морского пути, который объединяет восток и запад нашей страны, в частности строительство атомоходов, которые могли бы двигаться с большими скоростями. С Кемеровской областью было организовано взаимодействие в рамках НОЦ «Кузбасс — Донбасс», так как обнаружился целый спектр схожих задач для этих регионов, например по консервации шахт, предотвращению обвала грунтов.  

— До сих пор идут обсуждения, касающиеся целей и задач работы профессоров РАН. Скажите, пожалуйста, какова сейчас позиция Академии на этот счет? 

— Могу сказать, что в настоящее время на заседании Президиума РАН мы внесли изменения в положение о профессорах РАН. Во-первых, звание профессора РАН будет утрачиваться по мере достижения звания члена-корреспондента РАН или академика. Таким образом, будут освобождаться вакансии, на которые мы затем будем избирать новых профессоров РАН, и возникнет необходимая ротация. Кстати, на следующем Общем собрании, осенью, у нас пройдут выборы профессоров РАН, и на них мы намерены немного выровнять ситуацию по тематическому представительству. Мы предполагаем со временем намного большее вовлечение профессоров РАН в работу Академии наук. Это касается постоянного участия в Общих собраниях РАН и других мероприятиях, усиления присутствия в научных экспертных советах и в целом в системе экспертиз, активности в области популяризации науки и так далее. Мы это рассматриваем как возможность для того, чтобы члены тематических отделений Академии лучше и с разных сторон узнали профессоров РАН и затем на выборах уже были бы хорошо знакомы с потенциалом каждого в плане избрания в члены РАН.  

— В ходе Общего собрания РАН были приняты изменения в Устав РАН, которые касались издательства «Наука», Российского центра научной информации и возвращения под эгиду РАН домов ученых. Можете прокомментировать необходимость таких изменений? 

— Академии наук надо решить ряд очень важных задач: чтобы она жестко определяла вопросы кадров, более активно формировала тематику исследований институтов и программу их исследований, контролировала, как это воплощается в жизнь, — то есть, по сути, выполняла функционал Госкомитета по науке и технике, который когда-то существовал в СССР. Для достижения этих целей мы начали приближать к себе другие юридические лица. РЦНИ станет отвечать за полноту информации, необходимой нам для осуществления экспертной деятельности: нужны отечественные базы данных, площадки для их размещения, возможность усовершенствования машинного поиска и другие направления в этой области. Издательство «Наука» — отдельный разговор: сложно переоценить важность издания собственных журналов. Кроме того, сейчас РАН переводит на себя дома ученых, исторические центры взаимодействия исследователей. Хотелось бы, чтобы это были действительно места для ученых, для популяризации науки.  Соответственно, все эти организации должны помогать Академии наук полноценно выполнять свой функционал: экспертные функции, популяризация науки, формирование общего научного ландшафта. 

— Как должна строиться работа с молодежью в науке?  

— Многие члены Академии являются ректорами высших учебных заведений, преподают, работают на должностях заведующих кафедрами, являются научными руководителями в аспирантуре. Одна из важных задач, которая была заложена еще при основании Академии наук,  — воспитание учеников, создание преемственности в науке. Эта работа сейчас ведется не только РАН, однако мы считаем, что для воспитания научных кадров нужны именно базовые кафедры институтов в университетах. Кроме того, необходима программа, которая бы финансировала институты, находящиеся под научно-методическим руководством РАН, таким образом, чтобы у них была возможность выплачивать как стипендии студентам и аспирантам, так и доплаты преподавателям. Например, у нас в НИИ молекулярной электроники аспиранты и студенты получают выплаты, чтобы у них была возможность сосредоточиться на научной работе и успешно завершить обучение защитой диссертации. Аспиранты — взрослые люди с семьями, конечно, они должны зарабатывать. Мы планируем развивать и поддерживать это начинание, чтобы в итоге появилась подобная программа для научно-исследовательских институтов.  

Юлия Позднякова, Екатерина Пустолякова 

Фото Юлии Поздняковой