Нобелевская премия по экономике: инновационный рост

Премию Шведского национального банка по экономическим наукам памяти Альфреда Нобеля в 2025 году получили Джоэл Мокир (США и Израиль), Филипп Агион (Франция) и Питер Ховитт (США) за «объяснение экономического роста, основанного на инновациях». Комментирует премию заведующий отделом анализа и прогнозирования отраслевых систем Института экономики и организации промышленного производства СО РАН профессор, доктор экономических наук Никита Иванович Суслов.

(слева направо) Джоэл Мокир, Филипп Агион, Питер Ховитт (слева направо) Джоэл Мокир, Филипп Агион, Питер Ховитт

— Нужно отметить, что Джоэл Мокир исследовал не экономическую, а, скорее, историческую составляющую, он историк, хотя его труды тесно связаны с экономикой. Мокир сформулировал на историческом материале условия, когда экономический рост становится устойчивым. До середины XVIII века если доход в обществе повышался, то рос не душевой доход, а росла численность населения, — так называемый мальтузианский рост. Однако в эпоху промышленной революции, когда появилось экономическое неравенство и состоятельные люди, которые начали сберегать и инвестировать, экономический рост стал приобретать современные черты и означать рост благосостояния людей. Мокир оформил и подчеркнул роль науки и знаний в обществе. Я бы сказал, что он акцентировал опору прикладной науки на фундаментальную, хотя и не использовал таких терминов. Кроме того, во времена Первой промышленной революции стоит говорить скорей об опоре на опыт и эмпирические знания, а не на фундаментальную науку, которая, пожалуй, еще только начала формироваться.

Филипп Агион и Питер Ховитт сформулировали модель экономического роста, основанную на инновациях. На самом деле моделей экономического роста много, в неоклассической математической модели экономического роста есть некоторая переменная, которая и отвечает за экономический рост, например уровень дохода или какие-то другие показатели. В модели Агиона и Ховитта таких переменных нет, зато в них моделируются инновации, которые и порождают экономический рост, — это близко к действительности, но сложно в математическом плане, хотя показано, что равновесный рост существует, но труднодостижим из-за конфликта интересов различных агентов. Более того, такие конфликты могут приводить к торможению роста. К настоящему времени модель Агиона — Ховитта стала основной моделью, изучающей экономическую динамику, для школы новых институционалистов.

Идея модели Агиона — Ховитта относятся к чистой рыночной экономике, поэтому их довольно сложно применить в России, где институты конкуренции и самоподдерживающего экономического роста так пока до конца и не сформировались. В наше особое время необходимы, по крайней мере в ближайшие 10—15 лет, совместные усилия всего общества, включая активную роль государства. Мы считаем, что необходимо выстроить в России систему индикативного планирования: когда есть некий центр (агентство стратегического развития), он разрабатывает прогнозы, а затем через отношения агентство — консорциум осуществляется координация экономической деятельности. Тогда возможным становится реализация, как мы говорим, «крупного инвестиционного импульса» — массированных скоординированных инвестиций в ключевые секторы экономики, нацеленных на технологическое перевооружение и ускорение развития. 

Вы можете спросить, где брать деньги на инвестиции? В таких случаях, согласно зарубежному опыту, обычно Центральный банк начинает кредитную эмиссию под новые товары, которые будут созданы и дадут основу для возврата кредитов. На мой взгляд, в настоящее время научное и экспертное сообщество всё больше склоняется к такому варианту с учетом исторического опыта, хотя подчеркну, что это действительно рискованная стратегия и необходимо именно сочетание мягкой финансовой политики и «крупного инвестиционного импульса». В этом вопросе главное — взаимосвязанность и комплексность различных элементов, системность: когда различные организации, предприятия, проекты друг другу помогают, взаимодействуют, обмениваются не только товарами и услугами, но и знаниями.

Подготовила Юлия Позднякова 

Изображение: Нобелевский комитет