Чтобы избежать падения показателей добычи нефти в Западной Сибири и в России, необходимо предпринять специальные меры, считает академик Алексей Эмильевич Конторович. Прежде всего — изменить парадигму развития сырьевой базы и освоения нефтегазоносных бассейнов.
В докладе «Нефтегазовый комплекс России: великое прошлое, современное состояние, парадигма на будущее» на научной конференции, посвященной его 85-летию, академик Алексей Конторович затронул важнейшие аспекты развития нефтегазового комплекса России.
В XXI веке приоритетными задачами в поисках месторождений нефти являются осадочные шельфы российской части Северного Ледовитого океана, слабо изученные провинции на суше (в первую очередь Лено-Тунгусская нефтегазовая платформа), уникальные ресурсы нефти нетрадиционных источников (баженовская, куонамская свиты и другие), аккуратное использование остаточных запасов уникальных и крупных месторождений.
По словам Алексея Конторовича, в ближайшем будущем необходимо сосредоточить внимание на мелких и мельчайших месторождениях (запасом порядка 15—30 тыс. тонн). Именно они станут основой работы отечественной нефтяной промышленности. «По моим прогнозам, из этих месторождений мы можем добывать не менее ста миллионов тонн нефти в год», — подчеркнул академик.
С начала XX века правительство ставило перед наукой задачи поиска и освоения новых нефтегазоносных бассейнов. К середине века была окончательно сформирована парадигма развития нефтяной промышленности СССР, наибольший вклад в развитие которой внесли академики Иван Михайлович Губкин, Андрей Алексеевич Трофимук и выдающийся нефтяник и государственный деятель Николай Константинович Байбаков. Основа парадигмы Губкина — Байбакова — Трофимука заключалась в научном подходе к освоению нефти: от подарков природы — к целенаправленному поиску.
«В разные годы концепция поддерживалась разными учеными и базировалась на двух стержневых идеях: расширении географии нефтяной промышленности с запада на восток за счет новых провинций на континентальной части страны и приоритетном поиске и вводе в разработку уникальных и крупных по запасам месторождений», — отметил Алексей Конторович.
В таком виде парадигма просуществовала более 90 лет, последовательная ее реализация сделала Россию великой нефтегазоносной державой. «Парадигма обеспечила нам такой же успех, как победа в Великой Отечественной войне, реализация атомного и авиационно-космического проектов. Эти достижения были бы невозможны, если бы не опирались на отечественную науку», — подчеркнул академик.
Однако большинство задач, стоящие в рамках парадигмы, уже решены. «Мы дошли до Тихого и Северного Ледовитого океанов, и уже почти 25 лет не открываем крупных месторождений, — сказал академик. — Необходима новая стратегия развития сырьевой базы и добычи нефти в Российской Федерации. Она потребует обновленной фундаментальной и теоретической базы поисков, разведки и разработки нефтяных месторождений».
«Наука в Сибири»