Алтайскую мумию посмотрели на томографе

27 июня специалисты Международного томографического центра СО РАН исследовали алтайской мумии женщины, найденной сибирскими археологами на плато Укок.

Сам процесс проходил в субботу, чтобы избежать контакта с пациентами, а мумия была помещена в томограф на специальном помосте. Кроме того, она была полностью закрыта непрозрачной пленкой, под которой находились специальные вещества – антисептики и увлажнитель для сохранения необходимого водного баланса.

По словам сотрудника МТЦ СО РАН доктора медицинских наук профессор Андрей Юрьевич Летягина, «Внутренних органов не было обнаружено - когда современники готовили тело к погребению, то органы удалили, а грудную клетку и брюшную полость заполнили неким матриксом. Что в него входит – это уже вопрос к химикам и археологам.  Хорошо виден позвоночный столб – можно понять, что позвонки имели определенные проблемы возрастного характера. По оценке археологов возраст женщины был в пределах тридцати - сорока лет, а для тех времен это уже достаточно преклонные годы. Мы можем сказать, что у нее были изменения позвоночника, по всей видимости, возрастные или травматические. То же самое касается суставов конечностей. Также есть сильная деформация шейного отдела, но, согласно исследованиям археологов, это связано скорее с подготовкой тела к мумификации. Грубо говоря, ей расчленили позвоночник в области шеи, на наших снимках это хорошо видно. Что касается головы, то она тоже была подготовлена к погребению – мозг убран, череп пуст - и сигнал от него слабый. Возможно, при этом использовали какое-то специальное мумифицирование. Нижнечелюстные суставы и нижняя челюсть имеют несколько другое строение, чем у современных людей – все-таки за тысячи лет произошли определенные изменения: антропологам это известно, а мы лишь подтверждаем данный факт. Травм или деформаций в области костей головы и лица нет. Антропометрически размеры головы, в принципе, сопоставимы с современным человеком».

Необходимо отметить, что низкий уровень содержания воды в тканях таких объектов как мумия создает определенные трудности при съемке МР-томограммы. Заведующий группой магнитно-резонансной томографии кандидат физико-математических наук Андрей Александрович Савелов создал подход, позволяющий усилить МРТ-сигнал до такой степени, чтобы прибор не давал сбоев во время съемки.
www.COPAH.info