Дискуссия, посвященная вопросам влияния искусственного интеллекта и цифровых технологий на человека, прошла в ходе Х Международного форума технологического развития «Технопром». Исследователи обсуждали инструменты мониторинга и оценки новых технологий.
Обсуждение началось с вступительного слова ведущего научного сотрудника Института философии и права СО РАН доктора философских наук Сергея Алевтиновича Смирнова. Он отметил, что в первую очередь мы должны задать вопросы сами себе. Умеем ли мы оценивать внедрение умных технологий в нашу повседневность? Что с нами после этого происходит? Какая форма гуманитарной экспертизы уже существует и кто в ней заинтересован, кто заказчик?
Доцент кафедры фундаментальной медицины Института медицины и психологии В. Зельмана Новосибирского национального исследовательского государственного университета кандидат философских наук Татьяна Александровна Сидорова считает, что гуманитарная экспертиза должна заниматься оценкой и текущим мониторированием антропологических, социальных, этических свойств, которые возникают при применении той или иной технологии или реализации общественно значимого проекта.
«Гуманитарную экспертизу можно понимать как философию жизни. Это приобщение к тому, как мы переосмысливаем свою жизнь, если появляются технологии, которые ее существенно меняют. Экспертиза показывает, как влияет гуманитарный вектор на социально-технологическое развитие страны», — сказала Татьяна Сидорова.
По ее словам, примерная модель гуманитарной экспертизы должна состоять из нескольких этапов: 1) представление информации о проекте населению; 2) открытое обсуждение; 3) представление проекта разработчикам на открытом заседании экспертного совета: выступление экспертов, вопросы от экспертов разработчикам, вопросы от публики. В итоге участники должны принять или доработать проект для выдачи экспертного заключения.
Младший научный сотрудник Института философии и права СО РАН Ольга Алексеевна Персидская провела исследование гуманитарной экспертизы с помощью интервью. Ученая общалась с руководителями новосибирских предприятий, область деятельности которых связана с цифровыми технологиями. Они обсуждали важность гуманитарной экспертизы для бизнеса, пробовали моделировать возможный состав комиссии гуманитарной экспертизы, предлагали способы ее внедрения в существующие институциональные структуры.
«Многие говорили, что экспертиза нужна. Ведь она может открыть бизнесу доступ к нормотворческому и законотворческому процессу, позволит сократить дистанцию между людьми, регулирующими технологические отрасли, и объектом регулирования. Гуманитарная экспертиза поможет предпринимателям расширить горизонт собственного понимания процесса, способна снять риски, связанные с разработкой неперспективных технологий. Однако мы пришли к выводу, что универсального способа гуманитарной экспертизы придумать нельзя. Следует создавать экспертные комиссии для разных сфер информационных технологий и разделять их на уровни (федеральный, региональный, муниципальный) в соответствии с масштабом внедряемой технологии», — прокомментировала Ольга Персидская.
Одна из основных проблем гуманитарной экспертизы, по исследованию ученой, это ее абстрактность, представителям бизнеса до конца непонятно, как она может быть реализована.
Младший научный сотрудник Института философии и права СО РАН Алина Сергеевна Зайкова подняла тему особенностей гуманитарной экспертизы в пространстве детства.
«На самом деле, это касается не только детей, но и любых незащищенных слоев населения — пожилых людей, людей с нарушением когнитивных способностей, словом, всех, кто не может говорить сам за себя. И когда мы ставим вопрос о гуманитарной экспертизе, мы должны говорить о них в том числе, привлекая специалистов: психологов, педагогов, учителей, чтобы экспертиза была полноценной и безопасной», — сказала Алина Зайкова.
«Наука в Сибири»