Главный учёный секретарь СО РАН член-корреспондент РАН Валерий Иванович Бухтияров назвал институт базовой единицей научного ландшафта России.
Выступая перед участниками третьей сессии Конференции научных работников, Валерий Бухтияров обратил внимание на начавшуюся «атомизацию» исследовательских организаций, на стремление их руководства к максимальной автономности. «Это заметно даже в Сибири, где до недавнего времени около 25% финансирования шло на междисциплинарные исследования», ─ констатировал учёный.
Перенос акцента на более компактные научные структуры В. Бухтияров считает необоснованным: «Если институт достаточно крупный и комплексный, он может выполнять задачи государственного значения, на что не способна единичная лаборатория. Более того, даже Институт катализа им. Г.К. Борескова СО РАН, где я работаю, с его почти тысячей сотрудников не всякий проект может реализовать самостоятельно: и ему требуется кооперация».
Валерий Бухтияров различает атомизацию «сверху» и «снизу». Инициированная ФАНО России реструктуризация институтов в ряде ситуаций может привести к созданию более мощных коллективов, чем сегодня. Главный учёный секретарь Сибирского отделения отметил, что оно одобрило создание Федеральных исследовательских центров по цитологии и генетики в Новосибирске и по углю и углехимии в Кемерове. «С другой стороны, соединение разнопрофиьных институтов, как планируется в Красноярске, вряд ли даст синергетический эффект и может создать проблемы в управлении», ─ прогнозировал докладчик.
«Атомизацией снизу» В.И. Бухтияров назвал обособление лабораторий-лидеров внутри институтов. «Да, балласт есть везде, ─ отметил учёный, ─ но это не 80%, а гораздо меньше». Он считает, что даже коллективы-«середнячки» приносят немалую пользу при выполнении хоздоговорых работ в интересах всей организации. В целом же, убеждён Главный учёный секретарь СО РАН, «институты ─ это наш Рубикон, далее которого отступать нельзя».
«Наука в Сибири»
Фото: Андрей Соболевский