Иркутские ученые исследуют сейсмологию вспышечных областей на Солнце

Ученые Института солнечно-земной физики СО РАН (Ирутск) получили грант на реализацию проекта «Сейсмология вспышечных областей на Солнце», рассчитанного на 2021—2023 годы, нацеленный на разработку и развитие новых методов получения информации о характеристиках вспышечных областей на Солнце На этот год из бюджета фонда иркутянам выделено 6 млн рублей.

«Процессы вспышечного энерговыделения являются самыми мощными в Солнечной системе, они тесно связаны с потенциально опасными геоэффективными событиями — корональными выбросами массы и солнечными космическими лучами. Мы работаем над созданием надежных моделей энерговыделения в самых мощных вспышках, что принципиально важно для получения достоверного прогноза явлений космической погоды», — отметил профессор Валерий Михайлович Накаряков.

Успешное достижение целей проекта обеспечит научное сообщество надежными методами диагностики условий в короне Солнца, что необходимо для предсказания экстремальных событий космической погоды. Полученные результаты создадут задел для интерпретации результатов, которые планируется получить с помощью Сибирского радиогелиографа, модифицируемого РАТАН-600, а также международного космического проекта Solar Orbiter Европейского космического агентства.

В ходе работы ученые планируют создать и применить новые методы диагностики плазмы и магнитного поля в плазменных структурах короны Солнца по наблюдаемым в них волновых процессам. Речь идет о волнах магнитогидродинамического типа, с периодами от примерно одной секунды до нескольких минут и с длинами волн от сотен километров до нескольких тысяч километров. В частности, будут разработаны и использованы новые сейсмологические методы для получения уникальной информации об главных физических параметрах в плазменных петлях короны Солнца, основанные на наблюдении их колебательных движений. Кроме того, запланированы исследования физических процессов, ответственных за развитие вспышки вдоль нейтральной линии магнитного поля, и их связи со скоростью выделения энергии в самых мощных двухленточных вспышках.

Значение работы с точки зрения фундаментальной и поисковой науки Валерий Накаряков видит в изучении магнитогидродинамических волн. Он напомнил, что одной из фундаментальных проблем физики Солнца является понимание физических механизмов инициации и развития солнечных вспышек. Сюда относятся процессы накопления магнитной энергии и ее импульсного выделения во время развития вспышки, процессы ускорения частиц, нагрева вспышечной плазмы.

«Огромное значение во вспышечных процессах имеет структурирование и филаментация корональной плазмы, приводящие, в частности, к образованию корональных петель и других структур, которые играют роль волноводов для магнитогидродинамических (МГД) волн. Последние, наряду с ускоренными частицами и эволюцией магнитного поля, являются одним из основных агентов переноса энергии в солнечной атмосфере. МГД-волны пронизывают всю солнечную атмосферу, вмешиваясь даже в такие мощные процессы, как солнечные вспышки. Эти волны могут быть триггером процессов вспышечного энерговыделения и ускорения частиц, могут и эффективно модулировать эти процессы. Свойства МГД-волн зависят от параметров среды, где они распространяются, и тем самым дают нам эффективный инструмент диагностики плазмы, называемый МГД-сейсмологией. Благодаря этому диагностическому инструменту, у нас есть возможность получать количественную информацию о тех параметрах корональной плазмы, которые сложно или невозможно измерить другими способами, например, параметры скрученности магнитоплазменных петель», — прокомментировал ученый.

Пресс-служба ИСЗФ СО РАН