Сотрудники Института нефтегазовой геологии и геофизики им. А.А. Трофимука СО РАН провели исследования в Межовском нефтегазоносном районе, который охватывает север Новосибирской и юг Томской областей. Специалисты уточнили расположение наиболее перспективных горизонтов в недрах и подготовили четыре прогнозных карты с указанием, где наиболее вероятно открытие новых залежей углеводородов. В этом ученым помог анализ состава подземных вод.
Как отмечают ученые, вода участвует во всех стадиях нефтегазообразования. На начальном этапе органическое вещество захоранивается совместно с морскими водами в осадке. Под действием высоких температур и давлений в пласте оно преобразуется в нефть и газ. Вместе с пластовыми водами углеводороды мигрируют в недрах земли — то есть, перемещаются от впадин к поднятиям. Нефть и газ могут попадать в ловушки, если на их пути встречаются породы с подходящими свойствами, вследствие чего образуются залежи.
«Разрушение залежей может происходить с участием пластовых вод, – говорит старший научный сотрудник лаборатории гидрогеологии осадочных бассейнов Сибири ИНГГ СО РАН кандидат геолого-минералогических наук Яна Владиславовна Садыкова. — Чем больше мы узнаем о составе подземных вод, условиях их залегания и движения, тем лучше будем понимать процессы генерации, миграции и аккумуляции углеводородов».
Исследования ученых ИНГГ СО РАН особо важны именно сейчас: по словам специалистов, все крупные месторождения в значительной степени выработаны, и чтобы поддерживать необходимый уровень добычи нефти и газа, необходимо искать ранее невыявленные залежи. Анализ подземных вод может помочь в определении наиболее перспективных участков.
«На данный момент в Межовском нефтегазоносном районе открыто около 20 месторождений и более 40 залежей углеводородов, — рассказывает Яна Садыкова. — Наиболее крупными являются Верх-Тарское нефтяное и Наижнетабаганское нефтегазоконденсатное месторождения».
Особенности геологического строения юрских отложений Новосибирской области привели к возникновению большого количества аномалий в составе подземных вод, в распределении пластовых температур и давлений. Подобные аномалии выявлены на Ургульской, Межовской, Северо-Калиновой и других нефтегазоносных площадях, что может свидетельствовать о наличии пропущенных залежей.
Межовский нефтегазоносный район представляет особый интерес еще и потому, что в баженовской свите может оставаться трудноизвлекаемая нефть. В ближайшие десятилетия именно она будет занимать все большую долю в объемах добычи. Для этого нужны специальные технологии, которые ученые ИНГГ СО РАН планируют развивать в рамках новой лаборатории проблем геологии, разведки и разработки месторождений трудноизвлекаемой нефти. В последние годы в институте ведутся активные исследования литологии, геохимии органического вещества баженовской свиты и уточняется оценка перспектив ее нефтеносности в Западно-Сибирском осадочном бассейне, поэтому у ученых есть хороший фундамент для дальнейших исследований.
Чтобы понять, где на территории Межовского нефтегазоносного района могут находиться новые залежи нефти, ученые ИНГГ СО РАН провели масштабное исследование подземных вод. Специалисты проанализировали все имеющиеся на сегодняшний день данные: результаты каротажа и испытания скважин, химические анализы подземных вод и водорастворенных газов, точечные замеры пластовых температур и давлений.
Изучение особенностей состава подземных вод показало, что вблизи залежей углеводородов значительно возрастают концентрации некоторых элементов — в частности, йода, брома, бора, аммония, лития и рубидия и других. Такие участки были выделены на всех площадях, которые оценивались как высокоперспективные для поисков пропущенных залежей.
Также ученые проанализировали состав пород. По словам Яны Садыковой, в юрское время (201,3—145 млн лет) на границе Новосибирской и Томской областей сложились благоприятные палеогеографические условия для захоронения осадков, богатых органическим веществом и формирования пород-коллекторов. Это еще один аргумент в пользу того, что стоит активизировать поисковые работы в этих районах.
В результате исследований ученые построили четыре карты перспектив нефтегазоносности отложений на севере Новосибирской и юге Томской областей. На картах были выделены земли трех категорий: высокоперспективные, перспективные и требующие дополнительного изучения. Наибольшая вероятность найти ранее незамеченные залежи нефти — именно в пределах высокоперспективных областей.
«Наш подход позволяет локализовать геологоразведочные работы при поиске новых залежей, — отмечает Яна Садыкова. — Это существенно повышает экономическую эффективность геофизических методов исследования недр. В составе комплексного прогноза методику можно использовать и в других осадочных бассейнах для выявления сложных неантиклинальных ловушек углеводородов».
Пресс-служба ИНГГ СО РАН