Как узнать, будет ли рецидив рака?

Одна из сложностей в лечении онкологии – высокая вероятность рецидива, несмотря на проводимую терапию. Сейчас предсказать, вернется ли болезнь, невозможно. В Научно-исследовательском институте фундаментальной и клинической иммунологии создали молодежную лабораторию, которая занимается новыми молекулярными подходами к прогнозированию эффективности лечения лимфопролиферативных заболеваний. 

Множественная миелома, лимфома Ходжкина, неходжкинская лимфома — это злокачественные опухоли, которые относятся к лимфопролиферативным заболеваниям. Основной стандарт их лечения — трансплантация гемопоэтических стволовых клеток (клеток костного мозга, запускающих процесс кроветворения) с предшествующей высокодозной химиотерапией. Сначала опухолевые клетки уничтожаются, потом пациенту вводят концентрат гемопоэтических стволовых клеток. Они заселяют опустевшие ниши и помогают восстановить гемопоэз — процесс кроветворения.  

Это более современный и эффективный, чем пересадка костного мозга, метод лечения, он не такой инвазивный и лучше переносится пациентами. Несмотря на это, терапия дорогостоящая, а гарантии, что болезнь не вернется, нет.

«Мы попытаемся с помощью изучения клеток иммунной системы и определенных молекул, которые они несут на себе, найти потенциальные биомаркеры для возможного прогноза эффективности лечения», — рассказала заведующая молодежной лабораторией доктор биологических наук Тамара Викторовна Тыринова. 

Биомаркерами называют показатели, изменения которых отражают состояние пациента. Зная, какие клетки и молекулы реагируют на онкологические заболевания, как они ведут себя при возникновении опухоли, можно будет предсказать рецидив. В перспективе это позволит оптимизировать схемы лечения и прогнозировать эффективность терапии. 

В молодежной лаборатории НИИФКИ планируют изучать PD-1 и TIM-3 — чек-пойнт-молекулы, которые подавляют иммунный ответ. Уже доказано, что повышенный уровень этих молекул связан с ростом опухоли и ее прогрессией.

PD-1 расшифровывается как programmed cell death — рецептор программируемой клеточной смерти. TIM-3 — это клеточный иммуноглобулиновый рецепторный домен. В норме обе молекулы присутствуют у каждого человека и участвуют в реакциях иммунного ответа. При онкологических заболеваниях уровень экспрессии (присутствия) этих молекул повышается и они препятствуют борьбе иммунитета с опухолью. Блокирование чек-пойнт-молекул — эффективная стратегия в лечении. 

Сейчас наиболее изучены Т-лимфоциты — клетки иммунной системы. Присутствие на них молекул PD-1 и TIM-3 может приводить к нарушению функциональной активности Т-клеток в условиях опухолевого микроокружения и ослаблять противоопухолевый иммунный ответ. 

В молодежной лаборатории исследуют другой тип иммунных клеток — моноциты. «Моноциты являются одними из первых клеток, которые восстанавливаются после трансплантации. Поэтому они, возможно, вносят свой вклад в дальнейшие механизмы восстановления Т-лимфоцитов и исход трансплантации», — поделилась Тамара Тыринова.

Исследователи получили предварительные данные при других патологиях: аутоиммунных заболеваниях, осложненной беременности, хронических вирусных инфекциях, и подтвердили, что чек-пойнт-молекулы присутствуют также на моноцитах.

Для изучения чек-пойнт-молекул при лимфопролиферативных заболеваниях у пациентов, прошедших химиотерапию и трансплантацию в клинике иммунопатологии НИИФКИ, берут кровь. Образцы передаются в лабораторию. Исследование проводится сразу после трансплантации, в первые две-три недели и периодически повторяется в последующие месяцы. 

Планируется отслеживать изменения PD-1 и TIM-3 в динамике трансплантации. Программа работы молодежной лаборатории длится три года, столько же будет продолжаться максимальный срок наблюдения за судьбой пациента (минимальный — один год). Всё это время ученые будут изучать изменения в клетках, при этом не вмешиваясь в сам процесс лечения.

Важна не только динамика отдельного человека, но и сравнение показателей людей, у которых случился рецидив, и тех, кто остается в ремиссии. Будет также «здоровый контроль» — доноры без заболевания, анализ крови которых покажет, как происходит изменение изучаемых молекул и клеток при патологии. С помощью полученных данных ученые смогут построить модели течения заболевания.

Молодежная лаборатория начала работу в мае 2024 года. Уже были проанализированы показатели первых пациентов, сейчас их около десяти человек. 

«С точки зрения эффективности лечения было бы очень важно знать заранее, как пациент отреагирует на терапию, и в случае необходимости оптимизировать схемы, протоколы. Для этого в нашем исследовании мы попытаемся найти новые маркеры», — рассказала Тамара Тыринова. 

Арина Бокова, студентка отделения журналистики Гуманитарного института НГУ