Клеточные технологии помогают в лечении трофических язв

Ученые и врачи НИИ клинической и экспериментальной лимфологии — филиала ФИЦ «Институт цитологии и генетики СО РАН» получили обнадеживающие результаты в ходе исследований в области использования клеточных технологий в заживлении трофических язв. Некоторые из итогов изложены в статьях, вышедших в Bulletin of Experimental Biology and Medicine, «Успехах геронтологии» и других научных журналах.

Трофические язвы нижних конечностей — одно из распространенных последствий сахарного диабета. Они почти не поддаются заживлению, и часто их развитие приводит к самым печальным последствиям, включая ампутацию и смерть. Причиной возникновения язв может быть и варикозное расширение вен, гипертоническая болезнь, атеросклероз и ряд других заболеваний. Именно поэтому в числе актуальных задач современной науки и медицины — поиск эффективных способов заживления трофических язв. Одним из перспективных путей ее решения считают клеточные технологии.

Изначально в НИИКЭЛ велась работа со стволовыми/прогениторными клетками костного мозга, а также продуктами их секреции.

«Наше исследование показало эффективность использования этого биомедицинского клеточного продукта при лечении критической ишемии нижних конечностей, которая часто становится источником образования трофических язв у пациента», — рассказал ведущий научный сотрудник ФИЦ ИЦиГ СО РАН кандидат медицинских наук Александр Петрович Лыков.

Главным барьером к широкому внедрению этого способа лечения являются высокая стоимость и сложные условия получения самого клеточного продукта. Поэтому ученые исследовали возможность использования другого ресурса — аутологичной плазмы пациентов, обогащенной тромбоцитами. Этот способ был модифицирован сотрудниками лаборатории клеточных технологий института под руководством доктора медицинских наук Ольги Владимировны Повещенко и уже применяется в лечении пациентов клиники НИИКЭЛ. Сущность заключается в получении биологически активных веществ, содержащихся в гранулах тромбоцитов, циклами заморозки/разморозки концентрата тромбоцитов больных в небольшом объеме аутологичной плазмы (1—3 мл). Затем его осаждают и фильтруют от обломков тромбоцитов и только после этого смешивают с остальной частью плазмы. Полученный продукт фасуют по стерильным флаконам, часть плазмы используется в день приготовления, остальное хранят в замороженном виде и применяют в дальнейшем согласно схеме лечения.

«Эффективность такого способа лечения достигает 80—90 %, это достаточно высокий процент, чтобы считать его перспективным», — отметил Александр Лыков.

Также исследователям удалось установить вероятные причины, по которым у ряда пациентов не удалось добиться полного заживления язв. Чаще всего такой результат наблюдается у больных с сахарным диабетом и связан со снижением функциональной активности их фибробластов. Тем не менее, широкое внедрение такого способа лечения трофических язв нижних конечностей любого генеза может улучшить качество жизни больных, сократить финансовые затраты и снизить риск ампутаций и смертности, считают ученые.

Пресс-служба ФИЦ ИЦиГ СО РАН