Красноярские ученые: генетический анализ поможет избежать тяжелого развития бронхиальной астмы

Красноярские ученые обнаружили иммуногенетические маркеры предрасположенности человека к тяжелой форме бронхиальной астмы. Эти данные помогут разработать системы диагностики возможного тяжелого развития заболевания, а также избежать осложнений и неконтролируемого течения болезни.

Для профилактики осложнений бронхиальной астмы, необходимы прогностические маркеры, которые бы указывали на существующие шансы развития ее тяжелого течения. Поиском решения этой проблемы занимается группа ученых-медиков ФИЦ «Красноярский научный центр СО РАН». Исследователи обнаружили иммуногенетические факторы, которые могут стать признаками возможного развития тяжелой бронхиальной астмы.

Бронхиальная астма — мультифакториальная болезнь. Это значит, что на ее возникновение, обострение или развитие тяжелого неконтролируемого течения влияет много факторов. Одним из основных является генетическая детерминированность — патологические мутации в генах, которые часто бывают врожденными. Однако одной генетической поломки для появления болезни мало. Нужен дополнительный толчок, например, аллергены, стресс, бытовые условия или воздействие неблагоприятных факторов окружающей среды.

Красноярские ученые поставили перед собой задачу найти иммуногенетические маркеры, говорящие о предрасположенности человека к появлению бронхиальной астмы и ее тяжелому развитию. Для этого специалисты рассматривали не только гены, но и белки, участвующие в развитии заболевания. Во время их изучения исследователи обнаружили закономерности в частоте некоторых вариантов генов, а также в изменении концентрации соответствующих метаболитов при тяжелой бронхиальной астме. К примеру, уровень белков цитокинов был значительно ниже у больных с тяжелой астмой и зависел от степени ее тяжести.

«Астма — это тяжелое социально-значимое заболевание, которое приводит к физическому и психологическому дискомфорту. Если терапия плохо подобрана или не удается с ее помощью контролировать заболевание, то у части пациентов оно может перейти в тяжелые формы, инвалидизацию и даже летальный исход. С другой стороны, у кого-то болезнь всю жизнь остается в легкой форме. К этому предрасполагают генетические факторы. Наша задача — выявить маркеры, которые помогут предсказывать на ранней стадии заболевания возможность развития тяжелой формы. На данный момент мы уже выявили генетические маркеры подверженности к тяжелой степени астмы у детей. Ими оказались аллельные варианты генов G-IL12B и Т-IL13. В дальнейшем мы планируем внедрить методические рекомендации по изучению полиморфизма генов и уровня кодируемых их белков в практическое здравоохранение. Цель нашей работы — предотвратить развитие бронхиальной астмы в тяжелой неконтролируемой форме», — рассказала руководитель группы молекулярно-генетических исследований Научно-исследовательского института медицинских проблем Севера ФИЦ КНЦ СО РАН кандидат биологических наук Марина Викторовна Смольникова.

Как отмечает исследовательница, предрасположенность к степени тяжести бронхиальной астмы определяется генетикой и факторами окружающей среды. Если человек будет заранее знать свою склонность к тяжелому течению заболевания, то сможет скорректировать терапию и изменить условия быта, профессиональной деятельности и другие, которые способствуют развитию болезни.

Группа научных коммуникаций ФИЦ КНЦ СО РАН