Лабораторная работа: виварии и коллекции СО РАН

В 2010 году на базе вивариев, коллекций клеточных и бактериальных культур, принадлежащих институтам СО РАН, были получены новые научные результаты, о чем рассказал на очередном заседании Президиума Сибирского отделения директор Института систематики и экологии животных СО РАН доктор биологических наук Виктор Вячеславович Глупов.

Центр коллективного пользования «SPF-виварий» (Институт цитологии и генетики СО РАН) провел работу по выведению поколения «чистых» животных – у самок крыс на доимплантационной стадии беременности были извлечены эмбрионы и пересажены суррогатным матерям SPF-статуса. Кроме того, были разработаны подтвержденные бактериологическим контролем методы защиты для перемещения материалов из зон с разной степенью стерильности, а также выработан оптимальный режим охлаждения (криоконсервации), при котором жизнеспособность зародышей сохраняется в 80-100% случаев. В.В. Глупов подчеркнул, что все эти исследования могут послужить технологической основой для создания первого в России криопортала, обеспечивающего обмен уникальными лабораторными животными с международными федерациями генетических ресурсов.

ИСиЭЖ СО РАН и Институт химической биологии и фундаментальной медицины СО РАН совместно провели серьезную работу по изучению иксодовых клещей – в результате выяснилось, что именно этот вид сейчас приходит на территорию Новосибирского научного центра, вытесняя прежнюю популяцию таежного клеща. «Это очень значительный процесс. Дело в том, что новый вид весьма устойчив к антропогенному воздействию, он может существовать в более сухих условиях, а его прокормитель – птицы, которых в ННЦ, в отличие от уменьшающегося числа грызунов, много. Иксодовые клещи переносят боррелий, и необходимо проводить дальнейшие исследования в направлении разработки вакцин», - сообщил В.В. Глупов.

Исследования ИХБФМ СО РАН в области противоопухолевых препаратов позволили  получить рекомбинантный аналог белка, применение которого подавляет рост опухоли у мышей и увеличивает продолжительность жизни животного. А в результате изучения защитных свойств микроорганизмов был выделен штамм бактерий, продлевающих жизнь млекопитающих – у мышей, иммунизированных этими бактериями, повышается уровень иммуномодулирующего интерферона, а также мышечная активность. Исследования, касающиеся онкологических заболеваний, проводятся и на базе коллекций Сибирского института физиологии и биохимии растений СО РАН – с помощью генно-инженерных технологий была разработана генетическая конструкция, которая пригодна для дальнейшей работы с целью получения вакцины против наиболее онкогенного вируса папилломы человека.

Институт общей и экспериментальной биологии СО РАН (чей виварий включен в перечень учреждений, разрешенных Министерством здравоохранения и социального развития РФ для проведения доклинических испытаний новых лекарственных и профилактических средств) провел оценку фармакологической эффективности препарата КАРДЕКАИМ. В результате исследований было показано, что он в экспериментально-терапевтической дозе предупреждает развитие катаболических изменений во внутренних органах животных при 24-часовом иммобилизационном стрессе, то есть, обладает антистрессорным действием.

www.COPAH.info