На «Технопроме-2022» обсудили лекарственную безопасность России

На IX Международном форуме технологического развития «Технопром» прошел круглый стол по теме «Лекарственная безопасность Российской Федерации». В ходе обсуждения была поднята тема о возможных рисках и сложностях на этапе поисков пути технологического суверенитета в сфере фармакопеи. 

«За последние несколько лет были значительно обновлены научные базы, — сообщил заместитель директора по ĸлиничесĸой работе НИИ клинической и экспериментальной лимфологии — филиала ФИЦ «Институт цитологии и генетики СО РАН» доктор медицинских наук Максим Александрович Королев, — в том числе для медицинских учреждений, и всё это находит отражение в осуществлении новейших разработок, в том числе в области фармакологии. Значимый вклад вносит проект “Приоритет-2030”, в котором есть возможность привлечения в качестве соисполнителей различных бизнес-структур, имеющих серьезное финансирование. Необходимо отметить, что программы компенсирования фундаментальных научных исследований расширяются и видоизменяются, основной фокус сегодня делается не на публикациях и патентах, а на достижении конкретного результата формирования научных и технологических продуктов, что представляет собой определенный вызов для научных организаций». 

С начала пандемии COVID-19 из лабораторий в практику пришло множество научных открытий, среди которых можно выделить, например, технологии на основе матричной рибонуклеиновой кислоты (мРНК), послужившие созданию вакцин нового поколения. «С открытием этой молекулы, — рассказал заведующий лабораторией биотехнологии Института химической биологии и фундаментальной медицины СО РАН кандидат биологических наук Владимир Александрович Рихтер, — начали предприниматься попытки использовать ее в качестве либо мишени, либо объекта/субъекта разработки лекарственных препаратов. С начала пандемии коронавируса сразу две известные компании: Pfizer и Moderna, вывели на рынок вакцины на основе мРНК, и спустя время ученые практически всех ведущих научных центров приступили к разработке собственной продукции. По результатам ClinicalTrials, за два года было проведено 386 исследований по лекарственным препаратам на основе мРНК, но среди них не было ни одного российского. В 2020 году благодаря сотрудничеству с компаниями «Биосан» и «Биолабмикс» у нас уже фактически была создана реагентная база для синтеза мРНК-вакцин, и за последние два года по этим продуктам у нас заключено более 180 контрактов, среди потребителей которых в том числе научно-исследовательские институты РАН, институты Минздрава, Роспотребнадзора и многие другие». 

«В последние годы создание противовирусных препаратов стало очень актуально, — прокомментировала директор Новосибирского института органической химии им. Н. Н. Ворожцова СО РАН профессор, доктор физико-математических наук Елена Григорьевна Багрянская. — Ковид изменил наше представление о том, что жить можно беспечно, не заботясь о создании и разработке вакцин и других лекарственных средств. Вы знаете, что после объявления о ликвидации оспы было принято решение прекратить противооспенную вакцину, но сейчас появилось другое инфекционное заболевание — оспа обезьян в Африке, которая вполне может стать новой пандемией. В 2012 году совместно с Государственным научным центром вирусологии и биотехнологии “Вектор” нами было создано лекарство против оспы — НИОХ-14: оно безопасно, высокоэффективно в отношении вируса при пероральном введении и может быть рекомендовано для дальнейших клинических испытаний. Документы для регистрации препарата уже готовы, и мы отправили их в Минпромторг».

Активно в медицине сегодня используются и соединения висмута, которые входят в состав таблеток, гелей и лечебных средств. «Изучением висмута и его соединений мы занимаемся более 50 лет, — отметил руководитель лаборатории синтеза и физиĸо-химичесĸого анализа функциональных материалов Института химии твердого тела и механохимии СО РАН профессор, доктор химических наук Юрий Михайлович Юхин. — Кстати, могу сказать, что 4 000 тонн висмута в год уходит на производство салицилата висмута для американского антидиарейного, противоязвенного препарата “Десмол”, по которому мы сейчас пытаемся сделать дженерик».

«Наука в Сибири»

Фото Глеба Сегеды