Заседание прошло в рамках X Международного форума технологического развития «Технопром». Участники говорили о современных трудностях научной сферы, изменениях, которые необходимо внести в Стратегию научно-технологического развития и государственное задание, а также обсуждали вопросы, связанные с финансированием.
Заместитель председателя СО РАН академик Дмитрий Маркович Маркович отметил, что средств, получаемых в рамках выполнения госзадания, хватает только на базовые оклады научных сотрудников и вспомогательного персонала. Финансирования недостаточно для обновления оборудования, закупки материалов и комплектующих. «Хочется понять, как оптимально формулировать государственное задание для фундаментальных исследований, чтобы, с одной стороны, не подменять их прикладными, а с другой — всегда помнить, что результаты должны вести к реализации на практике», — сказал Дмитрий Маркович.
Вице-президент РАН академик Сергей Михайлович Алдошин сделал акцент на том, как важна научная сфера для обеспечения технологического суверенитета страны, а также озвучил идеи, которые помогли бы усовершенствовать Стратегию научно-технологического развития. «Нужно провести оптимизацию научно-технических советов, их много в стране, и каждый решает свои задачи. Многие из них созданы при ведомствах, но единой системы не существует. Помимо этого, важно внести изменения в государственную экспертизу проектов. Надо, чтобы эксперты, входящие в совет, сами определяли финансирование работ, сопровождали проекты полного цикла до завершения и подводили итоги их реализации. Формирование государственного задания — абсолютно негибкая система, внести изменения в нее оперативно невозможно», — прокомментировал Сергей Алдошин.
Председатель СО РАН академик Валентин Николаевич Пармон рассказал, что в прежние годы существовала практика, когда многие фундаментальные работы, переходившие потом в прикладные, финансировались из так называемого директорского резерва. «Я это знаю, поскольку много лет был директором института, — отметил он. — В распоряжении руководителя НИИ имелось некоторое количество средств, и он мог использовать их, чтобы обеспечить те или иные заделы». Валентин Пармон предложил выделять ту или иную долю денег на свободный поиск, не обозначенный государственным заданием. Кроме того, он подчеркнул, что Академия наук — главная научная организация страны, однако система, когда она определяет работы, которые должны входить в госзадание, пока, по словам ученого, отсутствует. «Наука должна работать хором, — сказал Валентин Николаевич. — И должен быть дирижер (АН), который мягко, но руководит институтами».
Директор ФИЦ «Институт цитологии и генетики СО РАН» академик Алексей Владимирович Кочетов рассказал о своем видении ситуации с точки зрения академического института. Он задался вопросом, как поступать в ситуации, если Академия наук примет решение поменять систему финансирования по государственному заданию.
«Я согласен, что изменения нужны, что-то нужно делать, и это один из возможных вариантов развития событий. Но если менять государственное задание в том виде, в каком оно есть сейчас, это приведет к тому, что у нас посыплется всё содержание инфраструктуры, персонала. 87 % государственного задания идет на зарплату сотрудникам. Генетические исследования требуют инфраструктуры — это виварии, экспериментальные поля, теплицы. Экспериментальные научные работы нуждаются в закупках расходных материалов, их приходится закупать из других источников. Свободных средств у директора института нет, всё жестко регламентировано, существует огромное количество формальных ограничений. С Министерством науки и высшего образования оперативного взаимодействия по финансовым вопросам не получается, так как государственное задание — это длинный проект, который планируется на год вперед. Единственное, что помогает сейчас, — проектное финансирование, работа с партнерами», — поделился Алексей Кочетов.
«Наука в Сибири»