Овцы и козы были одомашнены в Центральной Азии около 8 тысяч лет назад

Сотрудники Института археологии и этнографии СО РАН в составе международной группы показали, что люди начали одомашнивать овец и коз в Центральной Азии намного раньше, чем считалось ранее. Работа опубликована в журнале Nature: Human Behavior

«Примерно 12—11 тысяч лет назад произошел переход от плейстоценовой эпохи к голоценовой. Он был обусловлен изменениями климата, который стал гораздо более теплым и влажным. Людям приходилось адаптироваться к переменам. Если раньше человек занимался в основном охотой, то в это время уже появляется производящее хозяйство — люди начинают одомашнивать животных и растения. Еды становится больше, человеческие популяции растут, расселяются по новым территориям и осваивают новые экологические ниши», — рассказывает старший научный сотрудник Института археологии и этнографии СО РАН кандидат исторических наук Светлана Владимировна Шнайдер.

Однако до сих пор про то, как происходило одомашнивание животных в Центральной Азии, известно мало. В силу исторических процессов внимание исследователей было сосредоточено на других вопросах.

Ученые из Института археологии и этнографии СО РАН, Новосибирского государственного университета вместе с коллегами из Института истории человечества Макса Планка (Германия), университетов Бордо и Поля Сабатье (Франция), Польской академии наук и Гданьского университета (Варшава), Американского университета в Центральной Азии (Кыргызстан), Университета Аризоны (США), Сеульского национального университета (Корея) решили ликвидировать этот пробел.

Исследование осуществлялось на памятнике Обишир-5, расположенном в Ферганской долине (юг Кыргызстана). Через эту долину в древности проходило множество миграций, ее пересекало одно из важных ответвлений Великого шелкового пути. Советскими исследователями там была выделена локальная обиширская культура.

«Наши раскопки на этом памятнике были начаты в 2015 году и продолжаются до сих пор. Нас интересовали слои с четвертого по второй, которые датируются в пределах 10,5—5 тысяч лет назад. Там мы обнаружили наибольшее количество каменных артефактов. Среди них были затупленные тонкие пластинки. Мы изучили их под микроскопом и выяснили, что практически на всех есть следы отрезания мяса. Для нас это было первой зацепкой», — рассказывает Светлана Шнайдер.

Ученые собрали большую международную команду, куда были привлечены специалисты из более чем 18 институтов. Они сосредоточились на естественно-научных методах: анализе зубного цемента, масс-спектрометрии и ДНК-анализе.

Масс-спектрометрия показала, к какому виду животных относились обнаруженные кости животных. Оказалось, что на памятнике Обишир-5 доминируют останки овец и коз.

Анализ зубного цемента позволил определить возраст животных и сезон их смерти. «Зубы травоядных животных растут по принципу дерева, у которого по годовым кольцам можно увидеть, сколько оно прожило, — отмечает исследовательница. — Анализ показал, что большая часть животных на памятнике Обишир-5 были убиты в возрасте от одного до двух лет (подобную же стратегию используют и современные кочевые сообщества). Сезоном их гибели оказалась поздняя осень и ранняя зима (это тоже характерно для современных кочевников)».

Гипотезу подтвердили и результаты ДНК-анализа. Чтобы они были достоверными, его проводили одновременно в нескольких лабораториях. Также все зубы были подвергнуты радиоуглеродному анализу, который позволил установить возраст животных. Оказалось, что он укладывается в промежуток от 8 до 6 тысяч лет назад.

Кроме того, ученые сравнили образцы с памятника Обишир с образцами базы данных диких и одомашненных овец и коз. Сопоставление выявило близость к доместицированным видам. Дополнительно исследователи сопоставили полученные результаты с базами данных по регионам. Животные с памятника Обишир оказались между ближневосточными доместицированными овцами и козами и теми, которые обитают на территории Тибета.

«Это исследование подтверждает гипотезу о том, что распространение доместицированных овец и коз, скорее всего, происходило с Ближнего Востока на территорию современного Китая и Тибета. Здесь, на памятнике Обишир, нами уловлена промежуточная точка этой большой миграции, — отмечает Светлана Шнайдер. — Мы показали, что скотоводство в Азии имеет очень давнюю историю: не четыре тысячи лет, как предполагалось ранее, а как минимум восемь. Это открытие может объяснить важные культурно-экономические изменения как в самом регионе, так и за его пределами».

Ученые планируют провести аналогичные исследования и для памятников Южного Туркменистана. Каменная индустрия, подобная пластинкам с памятника Обишир, встречается очень широко в археологическом диапазоне на территории горной части Центральной Азии. Возникает вопрос, связана ли она с распространением производящего типа хозяйства? Осуществлять эти исследования поможет новая лаборатория масс-спектрометрии, которая сейчас создается в ИАЭТ СО РАН. Она станет первой лабораторией такого рода в России и Азии.